СЕМЕН ФАРАДА: ГРУСТНЫЙ КЛОУН

Untitled Document

Умер Семен Фарада – один из лучших комедийных актеров страны. Последние годы любимый миллионами зрителей артист тяжело болел. «Через трогательную маску непутевого человека проступают черты его собственного характера, его собственной судьбы», – написал однажды про своего близкого друга Фараду писатель-сатирик Григорий Горин.

 

Выдуманная фамилия

Семен Фарада: «Я не профессиональный актер,
хоть и проработал более четверти века в театре и кино»

Семен Фарада родился 31 декабря 1933 года в Москве, он в шутку называл себя «новогодним подарком». Отец – Фердман Лев Соломонович, был адъютантом маршала артиллерийских войск. Мать – Шуман Ида Давыдовна – работала фармацевтом. Настоящая фамилия Семена Львовича – Фердман.
«До настоящего дебюта в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» прошло более десятка лет со случайными ролями, а потом меня снимали с лихорадочной быстротой. Причиной стал мой псевдоним – Фарада, – вспоминал актер. – Мне навязала его таджикская киностудия, когда я снимался в Душанбе в фильме Валерия Ахадова «Вперед, гвардейцы!» Мне объяснили, что фамилия Фердман не может быть в титрах таджикских фильмов. И тут я увидел в гонорарной ведомости – Иванов, Слуцкис…

Директор «Таджикфильма» заявил: «У этих товарищей в отличие от вас есть свои республики!» И мне придумали таджикскую фамилию, кстати, ударение в ней надо ставить на второй слог».

После окончания школы с золотой медалью будущий актер хотел поступить в Бронетанковую академию имени Сталина, но помимо хороших знаний необходимо было обладать отличной физической подготовкой – иметь по легкой атлетике хотя бы второй разряд. Документы пришлось забрать.

«Я не профессиональный актер, хоть и проработал более четверти века в театре и кино. И никакой не самородок! – уверял Семен Фарада. – Наоборот, в семье не без урода! Я собирался пойти по стопам отца, но не получилось. Папа у меня военный».

Огорченный юноша отнес документы в первое, попавшееся по ходу трамвая, заведение. Им оказалось МВТУ имени Н.И.Баумана, но по негласному распоряжению «сверху» в это престижное училище старались не принимать студентов с нерусской фамилией. Поэтому не обошлось без приключений.

Сочинение на тему «Сталин – это мир во всем мире» Семен аккуратно списал со шпаргалки, но проверяющий забраковал текст, найдя в нем 11 несуществующих ошибок. Тогда мама будущего актера отправилась в Министерство образования и добилась пересмотра работы! Справедливость была восстановлена, юноше разрешили написать еще одно сочинение. Он получил «четверку» и поступил на энергомашиностроительный факультет.

 

Только после второго свиста…

 

«Из «Бауманки» меня то и дело пытались отчислить за задолженности и безудержную любовь к самодеятельности, а со второго курса призвали в армию. Я служил четыре года во флоте на Балтике, так что мое высшее образование растянулось лет на десять, – вспоминал Семен Львович. – Помню, я возглавлял в армии эстрадную группу Краснознаменного Балтийского флота, которая состояла из одного человека – меня самого. Из армии я вернулся с двумя рекомендательными письмами: к режиссеру Юрию Завадскому и Аркадию Райкину. Но институт ради мамы все же закончил и даже шесть лет проработал инженером-механиком по котельным установкам в Министерстве энергетики и электрификации СССР».

В свободное от работы время Семен Фарада занимался в эстрадной студии-театре при МГУ, где был замечательный коллектив: Александр Филиппенко, Геннадий Хазанов, Михаил Филиппов, Марк Розовский.

«Репетировали в свободное от учебы и работы время, часто по ночам, и за это не получали ни копейки! – делился актер. – Помню, как боялся провала. Мы выступали перед студентами. Дрожать начал за кулисами. Вышел, и вдруг кто-то свистнул. Я совсем растерялся. Подумал с минуту и говорю: «Вообще-то я привык выступать после второго свиста». Раздался свист, и я начал, но рассказал не запланированный монолог, а несколько анекдотов из студенческой жизни… Публика меня приняла тогда лучше всех».

После закрытия студии Семена Фараду пригласили работать в Москонцерт, где он стал дипломантом конкурса эстрадных артистов. В эти же годы его впервые стали приглашать сниматься в кино. А началось все с детской передачи «АБВГДейка», где он играл самого себя – грустного клоуна Сеню. Но вскоре ему пришлось уйти из программы: председателю Гостелерадио Лапину не понравился орлиный профиль Сени.

В 1972 году Юрий Любимов пригласил Фараду в Москов-ский театр драмы и комедии на Таганке. На сцене этого театра за три десятилетия актеру довелось сыграть во многих спектаклях, среди которых: «Мастер и Маргарита», «Обмен», «Добрый человек из Сезуана», «А зори здесь тихие…»… Одной из лучших актерских работ Фарады считается спектакль «Пять рассказов Бабеля».
В театре на Таганке актер встретил и свою любовь – Марию Полицеймако.

 

«Роди мне сына!»

 

 

«Как раз на Таганке я познакомился со своей женой Машей. Она красивая, добрая, отзывчивая женщина. Я влюбился. Встречались два года…

Нельзя сказать, что я задумал жениться на Маше сразу. Я к тому времени уже дважды был женат, а Маша воспитывала сына от первого брака. Сейчас он вместе с семьей живет в Африке. Я шел на сближение очень осторожно. Мои жены не были связаны с театром, и оба брака были случайные. Любви не было – так, привязанность, – признавался Семен Фарада. – Я поставил Маше условие – родить сына (в двух предыдущих браках у меня не было детей, что и послужило причиной разводов). Маша родила мне Мишу, и мы поженились…

Я учил сына играть в футбол, отдал его в музыкальную школу, боролся с его детской аллергией, возил в Коктебель… Он пошел по Машиным стопам. Даже фамилию ее взял и тем самым продолжил великую актер-скую династию Полицеймако (в моей семье актеров не было). Мой тесть – народный артист СССР, теща – известная ленинградская актриса Евгения Фиш».

 

«Уно моменто…»

 

Настоящее открытие киноактера Семена Фарады состоялось в конце 70-х. Тогда вышли сразу две блистательные картины: комедия Эльдара Рязанова «Гараж» и кинопритча Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен».

После этих фильмов предложения Семену Фараде посыпались как из рога изобилия. Он снялся в таких знаменитых картинах, как «Дом, который построил Свифт» и «Убить дракона» Марка Захарова, «Будьте моим мужем» Аллы Суриковой, «Предчувствие любви» Тофика Шахвердиева, «Чародеи» Константина Бромберга, «Миллион в брачной корзине» Всеволода Шиловского и других.

Одной из самых удачных комедийных работ Семена Львовича является роль в иронической мелодраме Марка Захарова «Формула любви». А песня «Уно моменто», которую Фарада исполнял в этом фильме с Александром Абдуловым, стала на долгие годы настоящим киношлягером.

 

Сменил 13 больниц

 

В последние годы Семен Фарада отошел от работы. Еще в 1988 году актеру сделали операцию на сердце, поставив искусственный клапан. Долгие годы после этого он чувствовал себя отлично и даже играл в футбол.

Беда пришла в 2000 году. В июне умер близкий друг Семена Львовича Григорий Горин. На следующий день у Фарады произошел обширный инсульт, нарушилась речь. Актер прошел курс лечения, после чего начал передвигаться по квартире с тростью и разговаривать. Но испытания не закончились.

Спустя полтора года Семен Львович сломал шейку бедра. Невольной причиной увечья стал любимый пес Фарады – овчарка по имени Рик, которая случайно выбила из рук артиста палочку, с которой тот передвигался по квартире. Последовали три операции и второй инсульт.

За последние годы Семен Львович сменил 13 больниц. В это тяжелое для него время актера поддерживали его жена и многочисленные друзья – Владимир Ресин, Ефим Шифрин, Геннадий Хазанов, Дмитрий Харатьян, Юлий Ким и Юлий Гусман.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*