Сегодня, после этой встречи, я, кажется, поняла, кого можно назвать по-настоящему счастливым. Вы только не смейтесь, но, по-моему, это человек, который воплотил в жизнь детскую мечту и стал по профессии тем, кем хотел стать тогда, в те далекие, «розовые» годы. Много ли среди нас таких? Единицы. Мечтали мы стать ветеринарами, балеринами и летчиками, а стали… ну, в общем, тем, кем стали. Конечно, это не плохо, но добавляет какую-то неуловимую горчинку в наше существование, не так ли?.. |
|
«Вот работаю
сейчас инструктором, а душа до сих пор просится в дальний рейс» |
В канун профессионального праздника – Дня автомобилиста – мы хотим рассказать вам о человеке, который провел за баранкой автомобиля всю жизнь и ни разу не пожалел о своем выборе. Знакомьтесь: Ришат Мугинов – водитель-инструктор автошколы «Кама» и просто человек, влюбленный в свою профессию. Первая любовь Даже интервью он давал не как обычно – в редакции газеты, или, к примеру, дома, – а в своей собственной «Шевроле», опять же за рулем, в перерыве между занятиями. Так, наверное, он чувствовал себя в своей тарелке, а потому воспоминания текли легко, нанизываясь друг на друга. – Первый раз за руль я сел в детстве, – рассказывает Ришат Нашхатович. – Мама моя была завучем в школе села Шарлярама Сармановского района, и пока она работала, я после уроков без дела слонялся по коридорам. Зато был в школе предмет мечтаний любого деревенского мальчишки – машина… Настоящий учебный «ГАЗ-51»! Вот и садился я в этот грузовик. Помню, маленький еще, лет десять мне, залезаю в кабину: ноги до педалей не достают, а порулить так хочется! Учебные дни шли своим чередом, и никому в школе дела не было до маленького мальчика, который самозабвенно изучал «начинку» старенького «газона»: с непередаваемым чувством страха и уважения прикасался к узлам и агрегатам, водил ладошкой по капоту в стиле ленд-лизовских «Студебеккера» и «ДжиЭмСи», гладил жалюзи радиатора… Так Ришат самостоятельно освоил свою первую машину. Надо ли говорить, кем он уже тогда мечтал быть? Конечно, водителем! Кстати, свой первый велосипед он собрал в семь лет из металлолома. Ну не было дома денег на такую дорогую покупку! В восьмом классе он купил себе первый мотоцикл, в десятом через военкомат пошел учиться на водителя. В 17 лет получил права, а попав в Вооруженные Силы, стал работать уже по специальности. Там, правда, пришлось полгода переучиваться. Спас машину и себя После армии наш герой переехал в Набережные Челны и устроился в АТХ-7 водителем на «ЗИЛ». Возил бетон на стройплощадки. – Город тогда возводился ударными темпами, так что в этих домах, – Ришат Мугинов обвел рукой вокруг себя, – есть и моя лепта. Я на этих стройках 13 лет отработал. Потом он трудился еще в нескольких местах, а затем устроился на городское автотранспортное предприятие, колесил на большегрузах по всей России и странам СНГ. Четыре года назад решил стать наставником, чтобы передавать свое мастерство другим, и пришел в автошколу «Кама» инструктором. – Работа водителя никогда не была легкой, – рассуждает Ришат-абый. – Отправляешься в дальние рейсы – по полмесяца находишься в дороге. Машина на это время – твой дом. Обучаешь курсанта – требуется много нервов и терпения. Но, с другой стороны, это и большая радость, потому что после меня ученик уверенно садится за руль и становится чуточку более самостоятельным. Ведь начало вождения – гораздо более серьезный этап в жизни, чем многие думают, потому что человек понимает: отныне он в ответе не только за себя, но и за людей, которых везет, и за других участников движения, бок о бок с которыми едет. В серьезные аварии Ришат Мугинов никогда не попадал – так, говорит, мелочевка, которой не избежал ни один профессиональный водитель. Но один раз случилась с ним такая история. Ришат Нашхатович тогда только бросил курить и отправился на «дальняк». Дело было зимой. Глубокая ночь, пустынная трасса, в кабине жарко, негромко мурлычет радио… Ришат-абый и сам не помнит, в какой момент сознание отключилось и глаза стала застилать дрема… Одно только отвлекло – в мелодичный татарский наигрыш примешалось что-то лишнее, неуместное, похожее… да, похожее на хруст снега! …Открой он глаза мгновением позже, наверное, было бы поздно – фура бы перевернулась, а так Ришат-абый вывернул руль влево и спас – машину и себя. Да-да, именно в этой последовательности он и сказал: сначала – машину, потом – себя. После этого он выкурил разом две пачки сигарет да так уже и не бросил… «Золотое правило» – Главное правило на дороге, – говорит Ришат Мугинов, – взаимовыручка. Ни при каких обстоятельствах нельзя бросать в беде товарища по трассе – ни при минус сорока, ни в дождь, ни в снег, ни в град. Это «золотое правило» любого водителя. А «серебряное» – конечно, уважение друг к другу, «которое у нас в Челнах пока не сильно наблюдается». – Я никогда не жалею о том, что всю жизнь провел на колесах, – улыбается Ришат Нашхатович. – Вот работаю сейчас инструктором, а душа до сих пор просится в дальний рейс. Теперь даже если удается вырваться в Казань или Самару – для меня это бо-ольшая радость! Я люблю дорогу. И дорога меня любит, наверное. В это воскресенье Ришат Нашхатович в кругу товарищей по работе наверняка поднимет первый традиционный тост – за то, чтобы дорога была ровной, машина – надежной, а свет на улице – только зеленый. – Как ты смотришь за машиной – так она тебя и отблагодарит. Даже если ты ее не помоешь, она на тебя обидится. Машину нужно любить, как женщину. Она – живое существо и ближайший твой друг, – заключил наш герой. И, пожалуй, этим все сказал.
P. S. В лице Ришата Мугинова «Неделя» поздравляет всех водителей с профессиональным праздником и желает крепкого здоровья, исполнения всех желаний, семейного благополучия и… поменьше штрафов! |