Насколько выразительно сегодняшнее женское лицо российского кинематографа – об этом в интервью «Новой неделе» рассказывает народная артистка СССР, актриса Театра сатиры Вера Васильева. | ||
|
||
– Вера Кузьминична, вы одна из немногих кино- и театральных актрис России с более чем 60-летним стажем. Безусловно, вы можете оценить уровень профессионализма нынешних киноактрис. За последние годы их появилось очень много, но их игра, в отличие от советских актрис, почему-то не запоминается, все они кажутся одинаковыми. Почему? – Вы правы. Выходит огромное количество сериалов, в которых снимается огромное количество хорошеньких молоденьких девушек, но все они, к сожалению, не имеют ролевого материала, вследствие чего не могут запомниться как актрисы. Они могут понравиться как существа молодые, обаятельные, но это не образы, это они сами в определенных обстоятельствах. А обстоятельства эти сейчас достаточно стандартные: зрителей «кормят» всевозможной гадостью – насилием, убийствами… Детективные фильмы тоже связаны со зверствами, и искусством я это назвать не могу – это кинематографическая индустрия. А индустрия – это дурное качество американского кинематографа! Да, там есть шедевры, но в США много и кинодешевки, и мы, к сожалению, пошли именно по этому пути. Поэтому молодые актрисы если и способны на что-то, но при этом не имеют материала, в котором они могут запомниться. Однако та же Лиза Боярская, играя с Хабенским в «Адмирале», имея прекрасный материал, запомнилась уже как хорошая актриса. Еще важно, когда не просто есть что играть, но еще и с каким режиссером работать. Поэтому я сочувствую молодым девочкам, которых часто называют «звездами», но, увы, эти «звезды» быстро гаснут, потому что истинного творческого материала для них нет. – Вам довелось сниматься у знаменитого Пырьева в картине «Сказание о земле Сибирской». Как он работал с актрисами, с вами в том числе? |
||
К тому же на собственном примере он показывал роль так великолепно, что актер быстро понимал, какими должны быть душевные затраты – на холостом ходу у Пырьева никто бы не проехал. Пырьеву всегда нужны были истинные страсти, потому что он сам был человек страстный! |
||
– Какие картины, по-вашему, передали зрителям образ настоящей русской женщины? – Это все фильмы с участием Марецкой, Мордюковой, Орловой, все картины чудной Натальи Гундаревой – они были действительно связаны с женской судьбой, главным были психологические нюансы, характеры, важно было и то, что героиня оставит в душе зрителя. Кинематограф тех лет был воспитателем нашего поколения, героями для подражания были только хорошие люди. Это же очень помогало людям – еще в школе у них возникали благородные порывы: стану врачом и поеду в сельскую глубинку и так далее… Но, увы, свобода, предоставленная сегодня нашему кинематографу, породила и дешевку. Как приостановить этот процесс? Не знаю. Но руководители государства должны понимать, что искусство может и разложить общество, но может и объединить его, сделав более духовным. |
||
Какие фильмы, на ваш взгляд, претендуют на объединение общества? – «12» Михалкова и «Идиот» Бортко. – Согласитесь, этого очень мало… |
||
– Кто, на ваш взгляд, из сегодняшних актрис способен достойно сыграть в фильмах на злободневные, современные темы? – Хорошими актрисами в этом плане я считаю Чулпан Хаматову – она вообще роскошная актриса. Очень глубоко может играть Мария Миронова, к ним я добавила бы Ольгу Будину и Полину Кутепову. Они милы и обаятельны, но сила этих актрис не в этом – их сила в перевоплощении, желании высказаться по каким-то злободневным вопросам, в стремлении думать о смысле жизни, о самом человеке, о том, как ему жить. Они могут так сыграть, если им дадут действительно стоящий материал, а не дребедень. – А как в вашем театре обстоят дела с молодыми актрисами? – Лучше, потому что Александр Ширвиндт еще и педагог, и своих лучших учеников он приглашает в наш театр. У нас молодежи процентов восемьдесят, и почти все они играют, так как Ширвиндт относится к ним по-отечески: он их воспитал, и на его совести их судьба. В отличие от кино, эти ребята играют с душой, стараются сделать характер – лишь бы для них были роли! |