ВЕРА ВАСИЛЬЕВА: «Я СОЧУВСТВУЮ МОЛОДЫМ АКТРИСАМ»

Untitled Document

Насколько выразительно сегодняшнее женское лицо российского кинематографа – об этом в интервью «Новой неделе» рассказывает народная артистка СССР, актриса Театра сатиры Вера Васильева.

 

 

– Вера Кузьминична, вы одна из немногих кино- и театральных актрис России с более чем 60-летним стажем. Безусловно, вы можете оценить уровень профессионализма нынешних киноактрис. За последние годы их появилось очень много, но их игра, в отличие от советских актрис, почему-то не запоминается, все они кажутся одинаковыми. Почему?

– Вы правы. Выходит огромное количество сериалов, в которых снимается огромное количество хорошеньких молоденьких девушек, но все они, к сожалению, не имеют ролевого материала, вследствие чего не могут запомниться как актрисы. Они могут понравиться как существа молодые, обаятельные, но это не образы, это они сами в определенных обстоятельствах. А обстоятельства эти сейчас достаточно стандартные: зрителей «кормят» всевозможной гадостью – насилием, убийствами…

Детективные фильмы тоже связаны со зверствами, и искусством я это назвать не могу – это кинематографическая индустрия. А индустрия – это дурное качество американского кинематографа!

Да, там есть шедевры, но в США много и кинодешевки, и мы, к сожалению, пошли именно по этому пути. Поэтому молодые актрисы если и способны на что-то, но при этом не имеют материала, в котором они могут запомниться. Однако та же Лиза Боярская, играя с Хабенским в «Адмирале», имея прекрасный материал, запомнилась уже как хорошая актриса. Еще важно, когда не просто есть что играть, но еще и с каким режиссером работать. Поэтому я сочувствую молодым девочкам, которых часто называют «звездами», но, увы, эти «звезды» быстро гаснут, потому что истинного творческого материала для них нет.

– Вам довелось сниматься у знаменитого Пырьева в картине «Сказание о земле Сибирской». Как он работал с актрисами, с вами в том числе?

 

«Быть актером очень тяжёло,
и Бог, наверное, наградил меня за терпение»

– Тогда я была студенткой, была очень робкой, более того, профессией-то не владела, но роль мне подходила, и Пырьев это чувствовал. Поэтому главным для него было не спугнуть меня, чтобы я оставалась самой собой в образе Настеньки Гусенковой, он требовал точности характера! Мне характер моей героини был близок, я ни в кого не перевоплощалась, и, выполняя задания режиссера, оставалась самой собой. А с той же Ладыниной он был очень строг, мог даже прикрикнуть на нее при всей съемочной группе, хотя она была «звездой» и его женой.

К тому же на собственном примере он показывал роль так великолепно, что актер быстро понимал, какими должны быть душевные затраты – на холостом ходу у Пырьева никто бы не проехал. Пырьеву всегда нужны были истинные страсти, потому что он сам был человек страстный!

 

– Какие картины, по-вашему, передали зрителям образ настоящей русской женщины?

– Это все фильмы с участием Марецкой, Мордюковой, Орловой, все картины чудной Натальи Гундаревой – они были действительно связаны с женской судьбой, главным были психологические нюансы, характеры, важно было и то, что героиня оставит в душе зрителя. Кинематограф тех лет был воспитателем нашего поколения, героями для подражания были только хорошие люди.

Это же очень помогало людям – еще в школе у них возникали благородные порывы: стану врачом и поеду в сельскую глубинку и так далее… Но, увы, свобода, предоставленная сегодня нашему кинематографу, породила и дешевку. Как приостановить этот процесс? Не знаю. Но руководители государства должны понимать, что искусство может и разложить общество, но может и объединить его, сделав более духовным.

 

Какие фильмы, на ваш взгляд, претендуют на объединение общества?

– «12» Михалкова и «Идиот» Бортко.

– Согласитесь, этого очень мало…

 

– Мне кажется, налицо разобщенность людей культуры – сегодня каждый сам по себе. Конечно, единства взглядов не может быть, но ушло желание находить людей, созвучных тебе в искусстве, поэтому многие люди в кино одиноки. В наше время своеобразными «знаменами» были Эфрос, Любимов, Плучек, Товстоногов, Охлопков. Это были люди передовых взглядов, никогда не подражали чему-то западному и вообще не жаждали какого-то успеха. Для них главным было высказаться о наболевшем, а успех приходил в результате искренности и серьезности поднятых тем.
«В 84 года я играю пять роскошных ролей в трёх театрах»

– Кто, на ваш взгляд, из сегодняшних актрис способен достойно сыграть в фильмах на злободневные, современные темы?

– Хорошими актрисами в этом плане я считаю Чулпан Хаматову – она вообще роскошная актриса. Очень глубоко может играть Мария Миронова, к ним я добавила бы Ольгу Будину и Полину Кутепову. Они милы и обаятельны, но сила этих актрис не в этом – их сила в перевоплощении, желании высказаться по каким-то злободневным вопросам, в стремлении думать о смысле жизни, о самом человеке, о том, как ему жить. Они могут так сыграть, если им дадут действительно стоящий материал, а не дребедень.

– А как в вашем театре обстоят дела с молодыми актрисами?

– Лучше, потому что Александр Ширвиндт еще и педагог, и своих лучших учеников он приглашает в наш театр. У нас молодежи процентов восемьдесят, и почти все они играют, так как Ширвиндт относится к ним по-отечески: он их воспитал, и на его совести их судьба. В отличие от кино, эти ребята играют с душой, стараются сделать характер – лишь бы для них были роли!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*