ГЕОРГИЙ МОВСЕСЯН: «МОИ ПЕСНИ – МОЕ БОГАТСТВО»

Untitled Document

«Новая неделя» продолжает свой цикл интервью
с известными российскими композиторами. Вслед за Александром Зацепиным и Евгением Крылатовым нашим собеседником стал Георгий Мовсесян. В памяти многих меломанов отложились две его песни – «Проводы любви» и «Мои года – мое богатство» в исполнении Вахтанга Кикабидзе. Однако Мовсесян – один из тех немногих композиторов, кто посвящал свои песни защитникам Отечества, потому
о развитии жанра военной песни и в наше время рассуждать имеет полное право.

 

«Никогда в жизни не ходил
на работу, но и зарплату не получал»

 

Композитор –
это моя профессия

– Георгий Викторович, только знатокам нашей музыки известно, что вы посвящали песни и пограничникам, и морякам. Вам это легко давалось, тем более, если музыкой занимались и в армейском ансамбле?

– Приятно, что у человека складывается мнение о том, что у меня главенствует определенный жанр. На самом деле у меня все получалось через раз, хотя в моем репертуаре есть и масса партийно-правительственных песен, и рядом столько же бракоразводных (смеется). Я вообще всегда радовался, что у меня есть возможность работать в разных жанрах, и когда слышу от какого-либо композитора: «Я шлягеры не пишу!», это, по-моему, глупость, и я думаю: «Ты просто не умеешь!», поэтому люди тебя не услышат и не поймут.

Композитор – это моя профессия, я этим кормлюсь, и если мне завтра скажут, что нужно написать песню о городе, то я напишу, другое дело, будет она счастливой или нет. Даже если меня попросят написать про 126-ю автобазу, я сяду и буду ее делать, но опять же – важно, чтобы это творение совпало с ожиданиями, потому что если это фальшь, то она непременно будет слышна.

– Сложно ли сегодня прийти к созданию песен, которые тронут, а не будут фальшивкой?

– Для примера: Первый канал объявлял конкурс на написание песен к юбилею Победы, но, не считаясь с мнением людей из музыкального мира, нагородил следующее – дать миллион победителю. Ну кто раньше платил за песню? Песня должна получаться искренней, а если канал берется за ее рождение с коммерческим прицелом, значит, в ней будет подвох. Потом получится, что победитель будет иметь дело с каналом только один раз, а второй раз его там не примут.

 

– А без коммерции молодые авторы способны выдать хорошие песни о войне?

– Они-то напишут, но кто это будет давать в эфир? Раньше, когда появлялись военные песни, они были востребованы на теле- и в радиоэфире, и самое главное – были нужны стране. А сегодня нет, даже если ты принес их на радио или телевидение вместе с деньгами, не факт, что их выдадут в эфир. Что поделаешь, это рынок.

Положение могла бы спасти многосерийная кинолента, сделанная талант-ливым режиссером, как в свое время «Семнадцать мгновений весны», режиссер которого нашла Таривердиева, и песни из этого фильма звучали в наших квартирах каждый день! У меня много было песен к достаточно хорошим фильмам, но многим запомнилась в 80-х годах «Родимая земля» из политического фильма «Правда великого народа».

– А что нужно сделать, чтобы песня звучала сотни раз?

– Она должна попасть хотя бы в радиоротацию! А замечательные исполнители у нас есть – та же Валерия, но сейчас у нее нет ни одной хорошей песни, хотя к имени нас приучили. Не следует забывать и про Валентину Легкоступову.

 

Песни «Проводы любви» и «Мои года – мое богатство»
принесли невероятную популярность Вахтангу Кикабидзе

 

Найти своего соавтора –
это счастье

– Поэтов хороших у нас тоже немало?

– С поэтами все-таки труднее, поскольку раньше в поэтическом плане точка отсчета была выше. 90% моего успеха принадлежит Роберту Рождественскому, кроме того, я благодарен Евгению Евтушенко и тем, кого уже нет в живых – Игорю Шаферану и Михаилу Таничу. Когда после работы с такими мастерами ко мне приходит человек со стихами и спрашивает, сколько вы стоите, я могу запросто в окно выпрыгнуть! Я всегда говорю таким людям: «Зачем вы начинаете разговор с денег?» Конечно, если бы речь шла о том, что будущая песня пойдет в кино, я бы согласия не дал, но если человек хочет сделать подарок на день рождения своей жене, что тут поделаешь: жизнь непростая.

– А может, такой человек вполне разумно предполагает, что композиторы сейчас далеко не зажиточный народ?

– Так было всегда, и я, к примеру, никогда в жизни не ходил на работу, но и зарплату не получал. Но если твоя работа приобретает популярность, ты можешь экономически стать человеком, которому завидуют.

– В чем секрет вашего успешного творчества в дуэте с Робертом Рождественским?

– Я очень люблю его дом, его семью, потому что провел там фактически полжизни. С Робертом было очень легко работать, потому что он тонко чувствовал предмет сотрудничества. Найти своего соавтора – это огромное счастье, даже если он живет в другой стране. Когда Роберт ушел из жизни, я вообще не хотел писать, но, слава богу, оставались Феликс Лаубе, Миша Танич, с которыми мне по-человечески было очень легко.

Просто хамство!

– А с исполнителями как работалось?

 

– Я все пишу под себя, под свои возможности, но только когда исполнитель проникается песней, может идти речь об успехе. Я всегда был доволен Львом Лещенко, Людмилой Зыкиной, Нани Брегвадзе, Иосифом Кобзоном, Эдуардом Хилем. А из нового поколения мне интересен Олег Газманов – он ироничен, подвижен, а остальные просто непрофессионалы и вызывают у меня жалость.

 

– Почему?

– Ну, к примеру, они выходят на сцену и говорят: это новая песня Аллы Пугачевой! Но им и в голову не приходит, что музыку к этой песне написали одни авторы, а слова – другие. Это я считаю хамством, но не печалюсь по этому поводу, потому что застал то время, когда песня была частью нации и делом государства. К тому же, если посмотреть, можно убедиться, что сегодня народ не поет то, что исполняют современные певцы, а поет ту же «Катюшу». Удивительно – ну откуда наши дети могут знать «Катюшу» или «Трех танкистов»? Значит, эти песни в наших сердцах, и если ты к этому времени причастен, то жить тебе в радость.

 

Это называется
«обезьяна нужна»?
– Вы сказали: другое дело, какую музыку человек слушает. Значит, большинство россиян все-таки имеет дело с прослушиванием «пустых» песен?
– Увы, время такое, как будто и не было на свете ни Френкеля, ни Бабаджаняна, ни Мартынова, ни Мигули. Вы поверите в то, что вчера Шаинский мог написать песню, а сегодня нет? Может, но просто он никому не нужен! Мне горестно, что мой друг Евгений Евтушенко для заполнения своего вечера в Кремлевском дворце пригласил для выступления другого моего друга Мишу Задорнова – это что? Это называется «обезьяна нужна»? Задорнов – прекрасный литератор, но это означает, что Евтушенко сегодня не сделает кассы.

 

Сильнее,
чем религия

– Что значит музыка в жизни человека?

– Музыка сильнее, чем религия! Она тебя привораживает и способна полностью овладеть тобой так же, как и слово, как литература с живописью. К примеру, возьмем музыку гитлеровской Германии: мы слышим эти военные марши – и у нас мурашки по телу… Страшно, а это значит, авторы музыки знали, что делали. А как действует на нас мелодия к песне «День Победы» – она поднимает нас лучше, чем куча политруков!

Другое дело, какую музыку слушать, но в любом случае без нее в жизни нельзя, потому что она все-таки воспитывает человека, если, конечно, хорошая. Вспомните, когда вышла рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», мир был просто ошарашен – это был нокаут на всю планету! Вы знаете, если человек оказался в больнице и ему физически больно, боль может стихнуть, если музыка попадет ему в сердце. Человеку можно многое запретить, но петь он может, даже не открывая рта. Музыка – это часть человеческого естества.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*