В 90-е годы сатира и юмор шли на нашем телевидении практически нога в ногу. Наряду с «Городком», «Аншлагом», «Смехопанорамой» российский зритель высоко ценил «Куклы», «Итого» Виктора Шендеровича и острые политические монологи от известных писателей-сатириков. | ||
Сегодня ситуация резко изменилась – одни сатирики говорят, что политическая сатира умерла из-за новой российской власти, другие все-таки замечают ее в том или ином виде на тех же телеканалах. Свой взгляд на то, почему остроумное видение неприглядных вещей российской жизни не столь заметно на телевидении, «Новой неделе» излагает писатель-сатирик Ефим Смолин. «Мульт личности» – – Ефим Маркович, каково с вашей точки зрения положение в нашей политической сатире? |
||
Но если в этих действиях Медведева есть человечность, мне не хочется применять против него тяжелое и неповоротливое орудие сатиры. Сатира как жанр очень туповата, в ней нет тонких нюансов, как в юморе, а кроме того, для сатиры есть такая убийственная вещь, как мгновенное ее затухание: мы не успеваем оглянуться, как сняли одного чиновника, потом другого, и из-за этого пропадают целые вещи. В силу ряда этих причин моим коллегам и не хочется этим заниматься вообще, а не из-за того, что существует какая-то цензура на телевидении или запрет на пропуск каких-то сатирических вещей. Но существует и другая группа людей – это вчерашние игроки КВН, которые являются сегодня законодателями моды в юмористике. К примеру, возьмем программу «Мульт личности» – внешнее сходство с программой «Куклы» есть, поскольку там тоже присутствуют политические фигуры, но люди, которые ее делают, абсолютно равнодушны к тому, что происходит с Лукашенко или еще с кем-то из крупных политиков. И получается, что мы сталкиваемся с другим способом юморить людей, который для меня вообще непонятен: я не вижу в «Мульте личности» на 90% ничего смешного. – Может, из-за того, что создатели не «живут» этими персонажами? – Я понимаю, что вы имеете в виду личную позицию – любовь или нелюбовь к тому же Лукашенко или к тому, что он делает или не делает против России, и вследствие этого они могут его клеймить или не клеймить. Я от них этого не требую, но в то же время не вижу определенного уровня мастерства. Существуют определенные приемы – конечно, «киллер» может знать свою «жертву», чтобы ненавидеть ее, либо не знать, получив деньги на заказ, но при этом у юмориста-киллера должно быть свое «оружие», при помощи которого он осуществит свою акцию. Но нынешние кавээнщики, работающие на этом поле, не обладают этими «винтовками», то есть приемами, в отличие от старых «юмористов». А почему? Потому что старые юмористы читали много книг! – А может, дело в том, что «Мульт личности» намеренно создавали под непритязательного зрителя и определенную политконъюнктуру? – Пока это не смешно как бомжу, так и человеку с тремя высшими образованиями. Что же касается какого-то заказа в «Мульте личности», то я его не вижу. Если в том же «Прожекторпэрисхилтон» (далее «ППХ» – С.К.) очевидны заказные вещи, но здесь и этого нет. Неталантливые вещи про Саакашвили я вижу, а вот заказные – нет. – Даже злобной сатиры не видно? К примеру, в выпуске про «похороны Саакашвили»? – И ее нет! Самая лучшая сатира – талантливая: если человека, которого вы хотите высмеять, получается высмеять, тогда это талантливо. Жалко, что на эту программу тратятся огромные деньги, но эффекта она не достигает. |
||
|
||
Новый способ юморения от Урганта – С «Прожекторперисхилтон» все наоборот? – Абсолютно, и здесь налицо противоречивость руководства Первого канала – если Эрнст смог сделать и «Мульт личности» и «ППХ», то для меня очевидно, что это два разных человека. «Прожекторперисхилтон» существует благодаря одному человеку – Ивану Урганту. Конечно, программу готовит большая группа кавээнщиков, пишущих ведущим шутки. Но что бы они ни делали, Ургант в любом случае открывает нам новый способ юморения, который убивает то, что делалось той же Дубовицкой с «Аншлагом». Юмор Урганта, несомненно, новый, свежий, это так называемый сиюминутный юмор или импровизация, а не выученный тем же Петросяном текст, состоящий из реприз, написанных людьми, которые выдергивают анекдоты из Интернета. В Урганте собрались вместе и собственный артистизм, и умение острить, и интеллигентность, а эти показатели всегда важны, когда они есть в человеке. По сути, вежливо не давая никому говорить, Ургант делает из «ППХ» свою автор-скую программу: сиюминутная реакция на новости недели делается им блестяще, как и прием гостей. Все остальные ведущие «Прожекторперисхилтон» также по-своему чрезвычайно талантливы, и если уступают Урганту, то потому что они другие. Есть в сетке Первого канала еще и программа «Южное Бутово», но это просто жалкая пародия на сиюминутный юмор, поскольку такого количества людей, владеющих данным жанром в России, просто трудно найти. – В эфире того же «Прожекторперисхилтон» нет шуток про «Единую Россию», губернаторов, наши суды, проблемы милиции, взяточничество, хотя на съемках об этом шутит вся четверка «ППХ»! Как вы это расцениваете? – Всю жизнь существует внутренняя цензура, и в этом у меня нет сомнений. Я не представляю, как Эрнст с папкой идет к Суркову, который у нас курирует идеологию, и спрашивает у него, что можно показать и рассказать из сценария – допустим то, как Путин кого-то мочит в сортире. Думаю, что Эрнст принимает все на своем уровне, исходя из позиции «лучше бы этого не было». Вы исходите из концепции, что многое в России изменится, если рассказать по телевидению правду, но разве у нас в стране ее не знают? – Но ведь звучала правда в тех же «Куклах», и их вскоре закрыли! – Программа «Куклы» просто исчерпала себя, и если бы ее не закрыли, ее надо было бы убить. Любая программа живет свой срок, да, во Франции ее еще показывают, но у нас она себя изжила. |
||
|
||
Два билета на Галкина – Пародии на политиков тоже изжили себя? – Пародию любили всегда, потому что это самый короткий путь к сердцу зрителя. Но сейчас пародии на конкретных российских политиков можно по пальцам сосчитать, и если кто-то их пародирует, это уже выглядит тошнотворно. Кстати, на пародийное шоу Галкина в Таллине продали всего два билета! Все имеет свои края, и люди уже некоторыми жанрами наелись. – А почему же искрометные кавээнщики не занимаются сатирическими вещами? Вас это не огорчает? – Не огорчает, потому что сатира – это сиюминутная вещь. Она как пирожки, которые едятся, пока они горячие! Расскажу из своего опыта. Первые шесть выпусков программы «Куклы» делал я, и каждый раз то, что я писал к определенному дню, «протухало» до того дня. А КВН что, идет у нас в режиме он-лайн? Кто из студентов, играющих в КВН, будет придумывать что-то про Кудрина, если через пару недель это будет неинтересно, поэтому мы и будем чаще видеть сценки про сессию или девчонок. Конечно, в тех же «Куклах» я «попадал в ситуацию», и когда мне не нравилось, что наши войска вошли в 1994 году в Чечню, я «мочил» того же Грачева в программе от всего сердца! Но опять же – очень важно, чтобы твоя гражданская позиция полностью совпадала с ситуацией, которую ты описываешь, и чтобы это было нужно людям. А какая позиция является сатирической сегодня? Сейчас если сатирик будет писать и про «Газпром», и про коррупцию, то окажется в жалком положении – это будет напоминать метание бисера перед свиньями, а это означает, что сегодня сатира никому не нужна. |
24.12.2010 в 09:33
Эта страничка помогла мне узнать новое…
Мне ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ понравилось…