ВЕЛИКИЙ ШЕСТИДЕСАНТНИК

Untitled Document

Поэт и прозаик, великий шестидесантник (как он сам себя называет) Евгений Евтушенко стал настоящим кумиром для нескольких поколений россиян. Его поэзия была и остается созвучной времени,
а каждое произведение заставляет думать и сопереживать. В июле ему исполняется 77 лет.

 

«Самое главное сейчас – воспитание и сохранение некой морали»

 

Верный традициям, Евгений Евтушенко до сих пор читает свои стихи в Политехническом музее. И, несмотря на возраст, он остается «зажигалкой» даже для молодых. Накануне дня рождения «Неделе» удалось задать поэту несколько вопросов.

Журналист –
самая опасная профессия

– Евгений Александрович, как собираетесь отметить очередной день рождения?

– Наконец-то выходит первый том моей антологии – о десяти веках русской поэзии, начиная с устного творчества и «Слова о полку Игореве» до XXI века. Называется том «В начале было слово». Я большую часть жизни отдал этому сборнику, он составлялся с 1962 года. Думаю, что это по-настоящему значимое событие. В антологию включил стихи Цоя, Макаревича, Высоцкого и других.

– Если не секрет, ваши новые стихи о чем?

– Многие из них посвящены журналистам. Вспоминаю тех, кого убили в последние годы. В столице еще говорят о погибших: Анне Политковской, Артеме Боровике, Владе Листьеве. А сколько неизвестных пропадает в провинции! Журналист сейчас (повторяю – настоящий журналист, а не прислужник государства) – самая опасная профессия. Власти перекрывают им кислород. Журналисты, расследующие дела о коррупции, неожиданно попадают под машины, сгорают в пожарах. Потом констатируют: несчастный случай. Это все печально. Кто-то должен напомнить об этих героических людях.

– Есть ли стихотворение, которое вам особенно близко?

– Нет, все они – мои дети. Но в последнее время все чаще читаю на своих вечерах вот это стихотворение: «Танки идут по Праге/ В закатной крови рассвета./ Танки идут по правде,/ Которая не газета./Танки идут по соблазнам/ Жить не во власти штампов./ Танки идут по солдатам,/ Сидящим внутри этих танков».

Помню, подошла ко мне женщина с короной седых волос и сказала: «Всю жизнь я преподавала русский язык и русскую литературу в Праге. Когда ваши танки нарушили границу, я пришла в школу и сказала, что больше не буду учить этим предметам. Через несколько дней я услышала ваши стихи «Танки идут по Праге», прочитала эти строки детям и сообщила руководству, что остаюсь. Спасибо, что спасли меня от ненависти к вашему народу».

Сегодняшняя молодежь аполитична

– 31 мая вы приезжали в Казань. Был замечательный вечер у Эдуарда Трескина. Как оцениваете это событие?

– Мне очень понравилось. К Казани у меня вообще особое отношение. В этом городе я встретил Эдика Трескина и его очаровательную супругу поэтессу Галю Свинцову, а вместе с ней и близкую ее родню. Я очень рад, что, несмотря на вереницу лет, мы все до сих пор, слава богу, нежно дружим.

– Евгений Александрович, вы относитесь к поколению шестидесятников. Можно ли сравнить молодежь 60-х и сегодняшнюю в стремлении изменить мир?

– Сегодняшняя молодежь очень аполитична, поселилась в ней гражданская апатия, а некоторая ее часть даже возвела в культ деньги и, более того, стыдится своих родителей, которые работали честно. Поэтому самое главное сейчас – воспитание и сохранение некой морали.

И, конечно, стране нужна идеология. Нужны не насильственно прививаемые, а естественные идеалы. Возможно, что все это может дать некая политическая партия.

Я не сторонник партийной системы и отнюдь не считаю, что нынешняя многопартийность – это хорошо, но, поймите меня правильно, такое положение значительно лучше для современной России, чем одна безраздельно царящая в стране партия. А что касается отрицательных моментов, так они есть и в социализме, и в капитализме. Нужно взять все лучшее из этих систем и создать нечто новое.

Безусловно, идеала достичь невозможно, более того – идеальное общество скучно. Ведь если есть каждый день только геркулесовую кашу, можно сойти с ума. Но идеология обществу нужна в любом случае. Не единопартийная, лучше – многопартийная, еще лучше – внепартийная, но идеология, на которой можно было бы строить нечто принципиально новое, стремиться к лучшему будущему.

Я говорю это не только о России. В Америке, на мой взгляд, то же самое: вместо борьбы за интересы народа все замыкается на борьбе между двумя партиями. Но и мечты об идеальном обществе тоже не должны исчезнуть.

– Вы о «городе Солнца» Кампанеллы?

– Может быть. Но только ведь его город – это насильственное создание, он просуществует недолго и будет нам всем скучен, потому что в нем уже не к чему стремиться. Посмотрите, в нашем с вами не придуманном мире существует несколько экономически стабильных стран, где очень высока социальная защищенность населения, например, Швеция. Но сколько там самоубийств! Почему? Некоторые объясняют это северным климатом, мол, там мало солнца, но есть и иное мнение. Человеку по своей природе свойственно стремиться к совершенству, а когда оно достигнуто, то и движение остановлено. Все, конец пути.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*