«Новая неделя» продолжает цикл бесед со знаменитыми отечественными композиторами. Наш сегодняшний собеседник – Эдуард Артемьев, за плечами которого работы более чем к сотне кинокартин и десяткам спектаклей. Самые известные из них – это фильмы «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Родня, «Утомленные солнцем». Кроме того, именно Артемьев привнес в советское кино первые звуки электронной музыки. | ||
Кадр решает все! – Эдуард Николаевич, судя по вашему солидному творческому багажу, может, пора издать полное собрание ваших музыкальных сочинений на нескольких дисках? |
||
– Как вам работается в сегодняшнем кино? – Для меня ничего не изменилось – как работалось раньше, так и работается. Кинематограф живет своей жизнью, и сейчас во всем мире он одинаков. Я соглашаюсь работать только с тем, что мне нравится, а остальное просто отвергаю. Работаю только с любимыми режиссерами, а в этом случае вопрос о качестве никогда не стоит, потому что оно всегда высокое. – По мнению ваших поклонников, как композитора, пишущего киномузыку, вас отличает то, что вы работаете не чисто на кинокартинку, а на психологию героя, погружаетесь в его чувства, душу, мысли… – Это присутствует, но работать нужно все равно с кадром, потому что кино – это кадры, и никогда так не будет, что музыка и кадры – это отдельные части, поэтому содержание кадра – это главное условие работы композитора. Кадр решает все! |
||
|
||
В фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих»
звучит замечательная музыка Эдуарда Артемьева |
||
Это был новый мир – Для вас работа в кино началась с очень хорошего фантастического фильма «Мечте навстречу», снятого в 1963 году. Как это произошло? – Меня пригласил композитор Мурадели, поскольку для фильма нужна была электроника. Этим в то время мало кто занимался, поэтому я взялся за электронное сопровождение всех фантастических кадров, космических пейзажей и так далее. – И, судя по всему, кино вас зацепило? – Конечно! Это же была первая работа в кино – было страшно интересно, это был новый мир. – Был ли такой фильм, над музыкой к которому работалось сложнее всего? – Нет. Сложно начинать работу – нужно осмыслить образы, которые тебе дает режиссер. Поначалу от увиденного берет некая оторопь, а потом уже втягиваешься – помогает опыт работы, понимание этого дела, и обязательно сопереживание с авторами картины, без которого у композитора ничего не получится. Если это есть, то будет результат, а нет сопереживания – лучше от работы отказаться. |
||
|
||
Только пленка тебя преобразует… – А никогда не тянуло на площадку к тем мастерам, с которыми вы работали – к Михалкову, Кончаловскому, Шахназарову? – Для меня это пустая трата времени – каждый должен заниматься своей профессией. Я смотрю материал на пленке, и мне важно, как он выглядит, а не как реализовывался режиссером, потому что то, что ты видишь в павильоне и на пленке – это разные вещи, порой даже неузнаваемые. Только пленка тебя преобразует как композитора и направляет в нужное русло. – Хотя вы не очень благосклонно относитесь к Интернету, многие говорят, что за хорошей новой музыкой, за новыми интересными именами композиторов и исполнителей нужно обращаться именно туда. – В Интернете то же самое, что на радио и ТВ, а альтернативной музыки там пока еще мизер, и чтобы она завоевала многих, ей тоже нужно проделать сложную работу. |