«БЕЗ ПЕРЕЖИВАНИЙ СОЧИНЯТЬ МУЗЫКУ НЕ МОГУ»

Untitled Document

«Новая неделя» продолжает цикл бесед со знаменитыми отечественными композиторами. Наш сегодняшний собеседник – Эдуард Артемьев, за плечами которого работы более чем к сотне кинокартин и десяткам спектаклей. Самые известные из них – это фильмы «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Родня, «Утомленные солнцем». Кроме того, именно Артемьев привнес в советское кино первые звуки электронной музыки.

 

Кадр решает все!

– Эдуард Николаевич, судя по вашему солидному творческому багажу, может, пора издать полное собрание ваших музыкальных сочинений на нескольких дисках?

 

«Я соглашаюсь работать только с тем, что мне нравится,
а остальное просто отвергаю»

– Желание такое есть. Но кроме меня и моего сына, у которого есть звукозаписывающая компания, в России в широком издании моих сочинений никто не заинтересован, потому что средства на это нужны серьезные, а я не в состоянии их найти. Многие из моих композиций с технической точки зрения надо переписывать, нанять хорошего звукорежиссера, режиссера по выпуску, а это все стоит денег.

– Как вам работается в сегодняшнем кино?

– Для меня ничего не изменилось – как работалось раньше, так и работается. Кинематограф живет своей жизнью, и сейчас во всем мире он одинаков. Я соглашаюсь работать только с тем, что мне нравится, а остальное просто отвергаю. Работаю только с любимыми режиссерами, а в этом случае вопрос о качестве никогда не стоит, потому что оно всегда высокое.

– По мнению ваших поклонников, как композитора, пишущего киномузыку, вас отличает то, что вы работаете не чисто на кинокартинку, а на психологию героя, погружаетесь в его чувства, душу, мысли…

– Это присутствует, но работать нужно все равно с кадром, потому что кино – это кадры, и никогда так не будет, что музыка и кадры – это отдельные части, поэтому содержание кадра – это главное условие работы композитора. Кадр решает все!

 

В фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих»
звучит замечательная музыка Эдуарда Артемьева

 

Это был новый мир

– Для вас работа в кино началась с очень хорошего фантастического фильма «Мечте навстречу», снятого в 1963 году. Как это произошло?

– Меня пригласил композитор Мурадели, поскольку для фильма нужна была электроника. Этим в то время мало кто занимался, поэтому я взялся за электронное сопровождение всех фантастических кадров, космических пейзажей и так далее.

– И, судя по всему, кино вас зацепило?

– Конечно! Это же была первая работа в кино – было страшно интересно, это был новый мир.

– Был ли такой фильм, над музыкой к которому работалось сложнее всего?

– Нет. Сложно начинать работу – нужно осмыслить образы, которые тебе дает режиссер. Поначалу от увиденного берет некая оторопь, а потом уже втягиваешься – помогает опыт работы, понимание этого дела, и обязательно сопереживание с авторами картины, без которого у композитора ничего не получится. Если это есть, то будет результат, а нет сопереживания – лучше от работы отказаться.

 

Кого будет озвучивать Пугачева?
– Чье отношение к музыке было для вас удивительным?
– Каждый режиссер придает музыке свое значение. Тарковский хотел избежать в своих картинах авторской музыки, он считал, что язык кино еще не сформировался, и профессиональный композитор был нужен ему в фильме только как организатор некоего звукового пространства, то есть шумов и всего прочего, что сопровождает кадр. Таков был просто язык фильмов Тарковского.
С Кончаловским до сих пор работаем, и 24 декабря состоится премьера его фильма «Щелкунчик» уже как продолжение истории Щелкунчика. Мы с ним решили серьезно трансформировать музыку Чайковского, в частности, написать на его музыку несколько песен. Сейчас идет их переозвучка на русский язык, так как фильм американский. В этой картине будут петь Киркоров, Хазанов, а Пугачева – озвучивать роль матери короля крыс, эдакого скандального существа.
Сейчас российское кино, увы, все-таки склоняется в сторону не режиссерского видения картины, а продюсерского, поскольку у него деньги, и именно он решает судьбу картины и ее участников, в том числе и композитора.

 

Только пленка тебя преобразует…

– А никогда не тянуло на площадку к тем мастерам, с которыми вы работали – к Михалкову, Кончаловскому, Шахназарову?

– Для меня это пустая трата времени – каждый должен заниматься своей профессией. Я смотрю материал на пленке, и мне важно, как он выглядит, а не как реализовывался режиссером, потому что то, что ты видишь в павильоне и на пленке – это разные вещи, порой даже неузнаваемые. Только пленка тебя преобразует как композитора и направляет в нужное русло.

– Хотя вы не очень благосклонно относитесь к Интернету, многие говорят, что за хорошей новой музыкой, за новыми интересными именами композиторов и исполнителей нужно обращаться именно туда.

– В Интернете то же самое, что на радио и ТВ, а альтернативной музыки там пока еще мизер, и чтобы она завоевала многих, ей тоже нужно проделать сложную работу.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*