РОМАН КАРЦЕВ: «МОЙ ЗРИТЕЛЬ СМЕЁТСЯ, А НЕ РЖЁТ»

Untitled Document

В интервью «Новой неделе» известный артист, анализируя современный юмор, сделал вывод, кто его губит.

 

«Именно ТВ сейчас навязывает то, что мы имеем,
а я не хочу влезать в эти сборные программы
«Юрмалины» с ее анекдотами и скабрезностями»

 

Не хочу влезать
в эти «Юрмалины»!

– Роман Андреевич, на телевидении вы очень редкий гость. Ваши гастроли в Татарстане сейчас далеко не каждый вспомнит. Как часто и каким образом вы встречаетесь с публикой?

– Сейчас не так, как раньше. Когда-то мы вместе с Виктором Ильченко делали по 30 концертов в месяц. Многое поменялось, и я даже не знаю того места, куда бы хотел поехать. Впрочем, я с удовольствием езжу в Питер, Новосибирск, Харьков, Одессу – именно там остался зритель, который хочет не только ржать, но и смеяться. Да, меняется время,
аудитория, но я остался верен себе: играю классический репертуар – в частности, Жванецкого, – а это два часа не только смеха, но и размышлений и грусти.

– Вам больно от того, что нового зрителя на ваших концертах очень мало?

– Да, но здесь ничего не сделаешь. Время свое берет – сейчас другой юмор, другая страна, другие приоритеты, другое кино, «звезды» на коньках…

Публика-то меня не забывает: многие улыбаются, здороваются. Все дело в том, что сейчас многое решает политика телевидения – в области кино, в области того же юмора. Именно ТВ сейчас навязывает то, что мы имеем, а я не хочу влезать в эти сборные программы «Юрмалины» с ее анекдотами и скабрезностями. Из-за этого редко появляюсь на «голубом экране», хотя у нас некоторые и считают, что если артиста не показывают по телевидению, он уже не артист.

 

«А ВЫ НЕ ЛОЖИТЕСЬ!»
– Вы родились в Одессе – городе, считающемся некой столицей юмора. Одесский юмор действительно уникален и неповторим или просто его часто «пиарили»? Может, такой же юмор есть, скажем, в Житомире или Харькове?
– (Смеется). Я бывал и в Житомире, и в Харькове, но другого такого города, как Одесса, нет: там никто ничего не придумывает. Да, там жили знаменитые писатели, но юмор, поверьте, там на каждом шагу, причем люди сами не понимают, что они шутят – они так живут и так разговаривают! Так же, как итальянцы, так же, как и армяне, – это просто южный юмор. Придите в грузинскую семью – и вы будете хохотать с утра до вечера, потому что они так живут. И в Одессе так же. К примеру, захожу там в магазин: «Я вчера видел у вас эту колбасу по 5 гривен, а за ночь она выросла до 10. Как так?» – и продавщица на полном серьезе отвечает: «А вы не ложитесь!» Это что, она придумала?!
– Значит, шутки в Одессе по-прежнему на каждом шагу? Удивительно!
– Сейчас немного по-другому, ведь пол-Одессы уехало, и теперь многие так же говорят-шутят на Брайтон-бич (район Нью-Йорка, место компактного проживания выходцев из стран бывшего СССР – прим. ред.). Но люди, перебирающиеся в Одессу, впитывают этот юмор, который одесситы не теряли ни при какой власти.

 

Тенденция –
к оболваниванию

– Получается, российскому телевидению нужен послушный и малообразованный зритель – отсюда и юмор ниже пояса?

– Абсолютно верно, и это касается не только юмора. Все наше телевидение – за исключением программ Пятого канала и РЕН-ТВ – я называю «попсой». Налицо тенденция к оболваниванию.
Нынешний юмор искусственный: в нем нет жизни, а есть только сплошные придумки. Взгляните на тот же «Бульдог-шоу» на НТВ. Харламов придумывает вещи, которые можно назвать только стыдом и позором: торчащую задницу или как артисты играют после Нового года. Эталон сегодняшнего юмора – это как раз «Бульдог» Харламов, а уже недалеко от него и «Наша Раша», и «Comedy Club»…

– Многие не согласятся с вами, считая этих ребят очень талантливыми.

– Да, они талантливые. Да, они прошли через КВН, но учились-то в политехнических, экономических вузах. И учились совершенно другому, а не искусству выступать! Сейчас на экранах не юмор, а жуткая самодеятельность. Эти ребята поняли, что со сцены нести можно все, что хочешь, и народ все равно будет тупо ржать. Смотрю как-то «Comedy Woman», где одна девушка говорит: «Я так вошла в роль Болконского, что стоя пИсала!» Вы можете такой юмор воспринимать?

Надо понимать: если слова «жопа» или «насрать» произносить каждые пять минут, люди привыкнут. Уверен, что и Харламов, и ребята из «Нашей Раши» – люди очень воспитанные, но они поняли, что на этом можно делать деньги. Они все уже миллионеры, но я им не завидую, потому что делать миллионы таким способом неправильно. Нас многому учил Райкин, а их – КВН, и в итоге научил только сиюминутной ржачке. Но поймите: виновата не эта старая, добрая по сути передача, а исключительно политика телевидения, которое хочет именно такого юмора.

 

«Я ГОВОРЮ
«ДО СВИДАНИЯ!»
– Роман Андреевич, после вашего знаменитого Швондера в «Собачьем сердце» Владимира Бортко многим казалось, что как киноактер вы будете нарасхват. Однако снимаетесь вы нечасто. Почему?
– В позапрошлом году я снялся в картине «Улыбка Бога, или Чисто одесская история». Это очень хороший юмористический фильм, лирический, без пошлостей. Недавно – в эпизоде у Говорухина, сыграв одесского таксиста. Но понимаете, кино для меня – хобби.
Сейчас меня в основном зовут в сериалы, и когда на вопрос о сюжете мне говорят, что это что-то типа «Моей прекрасной няни», я говорю: «До свидания». Для этих фильмов есть масса других артистов.

 

Стиль Задорнова –
надписи на заборах

– Роман Андреевич, кто из нынешних юмористов является вашей достойной сменой?

– Галкин. Это очень приличный и культурный юморист. И все.

– Несмотря на популярность Галкина, среди артистов эстрады наш зритель, по-моему, больше ценит Михаила Задорнова…

– Да, Задорнов выступает по четыре-пять часов, но в таком количестве по телевидению шутить нельзя! Учеными доказано, что люди могут выдержать юмористическую программу полтора часа – не больше. Но это опять же решает телевидение. А Задорнов нашел свой же стиль – надписи на заборах, в кафе и т. д.

– Печально. Ведь писатель-сатирик должен говорить о серьезных недостатках нашего общества.

– Когда-то писал он, а сейчас пишут ему. Те же кавээнщики. Так же легче, хотя он эти тексты обрабатывает и что-то дописывает. Сейчас Задорнов стал просто артистом. На телевидении же осталась лишь одна приличная программа – с участием Жванецкого. Он всегда говорит красиво, по делу и интересно. Жванецкий уникален тем, что он пишет то, о чем мы хорошо знаем, но облекает все это в такую форму, что мы просто обалдеваем! Но главное – он ничего не придумывает!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*