Уважаемые читатели! Спецвыпуск «Мой любимый город», который вы сейчас держите в руках, посвящен 80-летию со дня обретения Набережными Челнами статуса города и, само собой, ярким событиям в жизни горожан. Одним из таковых стало строительство в 2006 году теплоперемычки, подсоединившей пос. ГЭС, ЗЯБ и Сидоровку к теплу от ТЭЦ. |
||
|
||
Юрий Кожарин: «Теперь наши диспетчеры видят реальное
положение вещей в теплоснабжении Набережных Челнов» |
||
Казалось бы, ну и что с того? Но жители этих поселков значимость перемены оценили по достоинству – тарифы на тепло в их квитанциях «похудели» в два с лишним раза! С этого мы и начали наш разговор с директором ОАО «Набережночелнинская теплосетевая компания» Юрием Кожариным. У людей – Юрий Васильевич, пожалуй, если бы о строительстве теплоперемычки в 2006 году не рассказала пресса, челнинцы так и не узнали бы, благодаря чему тарифы в пос. ГЭС, ЗЯБ и Сидоровка сравнялись с «новгородскими»… – А в энергетике так и должно происходить! Про нас, энергетиков, вспоминают, только когда происходит что-то негативное: кто-то остался без тепла, без света. А когда все нормально – ну, значит, так и должно быть! Такова наша психология. Может, где-то это и правильно, но иногда все-таки приятно, когда тебя вспоминают добрым словом. Что касается перемычки, которую мы построили всего за полгода, одна она могла решить только локальную техническую проблему: мы отсоединили группу потребителей от одного теплоисточника и подсоединили к другому. Но само по себе это не могло дать ожидаемого эффекта. Давайте говорить не столько о трубе, сколько о комплексе меро-приятий – технических и организационных. О технических я уже сказал – это строительство. Что касается организационных, была идея, которую совместными усилиями воплотили в жизнь правительство республики, администрации города и ОАО «Татэнерго». Именно они нашли решение непростого вопроса, когда тарифы на электроэнергию в старой части города в два с половиной раза (!) превышали тарифы в новой. Вспомните, какая это была болезненная тема, ведь простому человеку, сколько ни рассказывай про экономику и тарифообразование, не объяснишь, почему, тратя столько же воды и тепла у себя в пос. ГЭС, он должен платить в разы больше, чем в Новом городе! Ну, а заслуга нашего предприятия в том, что мы грамотно, в сжатые сроки выполнили необходимые мероприятия. Но не надо забывать и еще об одном событии, без которого выравнивание тарифов было бы невозможно. Это объединение тепловых сетей Набережных Челнов. Если раньше, столкнувшись с проблемой, жильцы звонили в ЖЭКи, в управляющие компании, в ПТС (сколько неразберихи!), то теперь ответственность за надежную работу сетей города несет только Набережночелнинская теплосетевая компания. У людей есть с кого требовать. Одним словом, решение о строительстве перемычки пошло на благо горожанам. Понятно, что мы никуда не денемся от инфляции, и тарифы будут расти, но сложно представить, сколько бы те, «юго-западные» цены на тепло составляли сейчас, если бы тогда не снизились! И как бы на это реагировали люди. Тем более в условиях кризиса… – Надежная и безаварийная работа – вот, как вы сказали, приоритеты НЧТК. А какими они, на ваш взгляд, будут, скажем, через 10-15 лет? – Наши приоритеты вечны и, пока в стране есть зима, никуда не денутся. Все наши программы – капремонт, капстроитель- |
||
|
||
Мы сделали диспетчера «зрячим»! – Компания тратит большие деньги на внедрение новых технологий. Кто от этого выигрывает в первую очередь: вы сами или потребители? – И мы, и они. Внедрение новых технологий позволило нам на фоне уменьшения собственной сметы затрат не сократить кардинально производственные программы и сохранить при этом прежние объемы замены трубо-проводов. Цифра экономии составляет порядка 10%. Но ведь именно на эти 10% тариф мог быть больше! А мы его сдержали. Все наши новые технологии направлены, в первую очередь, на экономику, а во вторую, – на повышение надежности. Вот взять хотя бы разработку и внедрение АСУ теплоснабжения. Теперь наши диспетчеры работают на хорошем информационном табло, на котором вся мнемосхема города представлена в электронном виде. Несколько щелчков «мышкой» – и вы можете посмотреть конкретный узел, состояние оборудования, положение арматуры, увидеть параметры. Мы сделали диспетчера «зрячим»! Два-три года назад он сидел, глядя на деревянную мнемосхему, на которой нужно было вручную передвигать позиции. А теперь он видит реальное положение вещей в теплоснабжении Набережных Челнов. Это же здорово! Одна из составляющих системы АСУ теплоснабжения – АСКУТЭ (автоматизированная система коммерческого учета тепловой энергии – прим. ред.). Говоря простым языком, это все, что связано с жилфондом и системой учета в домах. Прелесть АСКУТЭ не только в экономии. Дело в том, что мы видим параметры теплоэнергии, входящей в дом, процессы, происходящие у потребителей, и если случается нештатная ситуация, можем оперативно отреагировать. Одно дело – ждать, когда нам кто-то позвонит, а другое – заметив пониженные параметры, быстренько пробежаться по электронной схеме, найти проблемный участок и отправить оперативную бригаду. – Последние несколько лет проходят для НЧТК под знаком масштабного капитального ремонта теплосетей, причем с каждым годом он только набирает обороты. Скажите, наступит ли когда-нибудь момент, когда капремонт челнинским сетям и вовсе не потребуется? Есть у горожан такая мечта… – И у нас она есть! Но без денег ее не воплотить. Просто для себя надо сделать выбор: или мы сегодня вкладываемся в глобальную замену сетей и таким образом впоследствии сдерживаем тарифы, или ни шатко ни валко меняем потихоньку только там, где прорвало, и растягиваем «удовольствие» на несколько поколений. В конечном итоге арбитр у нас один – потребитель, который отвечает на этот вопрос своим кошельком. |
||
|
||
«Каждый взял – Набережные Челны – один из первых городов России, где стали устанавливать узлы учета и регулирования тепла, которые, впрочем, среди части жителей вызывают неоднозначную реакцию. Что бы вы сказали противникам нового? – Отношение к узлам учета и регулирования, скорее, эмоциональное, чем рациональное, – потому что не достигнут конечный результат: в части домов все равно холодно. Но не узлы в этом виноваты! Надо прийти к ясному пониманию: узел учета или узел регулирования – это же железо! А железо, как автомобиль или любое техническое устройство, управляется человеком. И вот от того, кто и как построил производ Еще четыре-пять лет назад мы – компании, работающие в сфере ЖКХ, – жили, как в песне Высоцкого: «Каждый взял себе надел, кур завел и в нем сидел». Каждый сидел на своем конкретном участке, работал потихонечку и искал «врагов» извне. А мы должны работать консолидированно. Необходимо грамотно построить цепочку: чтобы узел в доме был должным образом отрегулирован, мы, НЧТК, доставили необходимые параметры в соответствии с этой регулировкой и грамотно запустили теплоснабжение. А потом квалифицированно сопроводили эту систему на протяжении отопительного периода. Делать это можно только сообща, и я надеюсь, что совместными усилиями к следующей зиме мы подготовимся лучше. Есть и еще один нюанс. Сейчас идет капремонт жилого фонда. Хорошая программа. Но одна из ее задач – не вслепую менять системы отопления, а, если дом проблемный, выявить в нем дефекты и отклонения от нормы и, если нужно, потратив лишние деньги, провести реконструкцию системы отопления – добиваться, чтобы дом грел, чтобы в квартирах было тепло! Да, в наших домах масса огрехов, допущенных при монтаже, строительстве, последующей эксплуатации, но их надо устранять сегодня! Никто другой этого не сделает. И во всем будут виноваты узлы! На правах рекламы |