ВЫИГРЫВАЕТ И ПРОИГРЫВАЕТ ВСЕГДА КАНДИДАТ

Untitled Document

Чем ближе осень, тем чаще в Татарстане обсуждается тема предстоящих выборов в местные городские советы. Об этом и не только шла речь на встрече журналистов «Новой недели» с именитым гостем – председателем совета Уральской гильдии политических консультантов Константином Киселевым. Он приезжал в наш город для участия во Всероссийской научной конференции, которая состоялась в Набережночелнинском филиале Казанского (Приволжского) федерального университета. Пользуясь случаем, мы пригласили Константина Киселева стать гостем редакции.

 

 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Константин Киселев
► Заместитель директора Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук по научным вопросам, председатель совета Уральской гильдии политических консультантов, кандидат философских наук, член Союза журналистов России, член правления регионального отделения Творческого союза журналистов Свердловской области.
► В 1985 году с отличием окончил философский факультет Уральского государственного университета. В 1996 году – заочный факультет правоведения Уральской государственной юридической академии в УрО РАН. В 1991 году защитил кандидатскую диссертацию.
► Участвовал в разработке более десяти проектов областных законов.
► В 2002 году получил специальный диплом за оригинальность и эпатаж в рамках премии «Белое крыло» за монографию «Политический слоган: проблемы семантической политики и коммуникативная техника».

 

Выборы шагают
в Интернет

– Константин Викторович, в октябре в Татарстане пройдут выборы в советы муниципальных образований. Судя по всему, нынешняя кампания пройдет практически по той же схеме, что и предыдущая. Сказывается ли, по-вашему, содержание предвыборной кампании на ее результативности?

– Однозначно оно влияет и на явку, и на результаты. Не хочу вдаваться в детали, связанные с анализом специфики избирательных кампаний в Татарстане, но могу рассказать о тенденциях, которые присутствуют в других регионах. Во-первых, там, где кампании проходят по пропорциональной системе, партия власти теряет голоса. Во-вторых, из года в год заметно стремление властей уменьшить количество выборов. Проявляется это введением института сити-менеджера и отменой прямых выборов мэра в проблемных городах и столицах субъектов России.

В-третьих, лично меня радует, что сегодня взрывным образом проявляется интерес молодых людей к политике. Например, в Свердловской области через сеть Интернет собрали митинг численностью пять тысяч человек. Люди протестовали против решения о застройке центральной площади города без согласования с населением. Повторю: дата, время и место митинга были объявлены только в Интернете.

– Можно ли утверждать, что Интернет-технологии активно входят в процесс предвыборной кампании?

– Да, сейчас они чрезвычайно актуальны. Например, у депутата Свердловской областной Думы Леонида Волкова есть «живой журнал». Темы его блогов регулярно входят в топ Яндекса. Этот человек вообще получил прозвище «Интернет-кандидат», он даже средства на проведение своей кампании собирал через Интернет! Именно он организовал упомянутый пятитысячный митинг.

Больше «чернухи» – меньше явка

– Какая из кампаний для вас как политтехнолога стоит особняком?

– Предпоследняя, в городе Лесном Свердловской области. Мой кандидат был беспартийным, но шел при поддержке «Справедливой России». При этом поддержка кандидатов от «Единой России», как показали опросы, составляла порядка 50-60%. Но «Единая Россия» поставила не на того кандидата. Интрига настолько накалилась, что люди стояли в очередях на избирательные участки. Такого я никогда не видел! «Единая Россия» не набрала и 20% голосов, а кандидат, которого мы поддерживали, – около 70%.

Я всегда говорю, что выигрывает и проигрывает кандидат, а не политтехнолог. Политтехнолог только обслуживает. Он никогда не станет делать что-то за свой счет, никогда без согласия кандидата не будет выпускать ту или иную листовку. Поэтому нельзя списывать свой проигрыш на людей, которые тебе помогают. В данном случае выиграл кандидат Виктор Гришин, но меня радовала именно активность, с которой люди шли на выборы. И даже «чернуха» против моего кандидата никак не повлияла на явку избирателей.

– Использование «черных» технологий в избирательных кампаниях разжигает интерес к ним?

– Бывает по-разному. Но общее правило такое: чем больше «чернухи», тем меньше явка. Впрочем, и из этого правила есть исключения.

– Для вас важно, чтобы взгляды человека, чью кандидатуру вы продвигаете, совпадали или хотя бы не противоречили вашим?

– Конечно, принципиально. Причем с каждым новым кандидатом это становится важнее. Есть персоны, которых я не буду продвигать никогда, ни за что и ни по каким причинам. И большинство моих коллег поддерживают этот нравственный принцип. Но надо четко дифференцировать: есть Киселев-политик и Киселев-политтехнолог, Киселев-эксперт и Киселев-журналист. Это разные ипостаси.

– В какой кампании вы выступали как кандидат в депутаты?

– Это была кампания «Гражданской силы» – для меня она навсегда останется суперудачной. Она шла под лозунгом «Гражданская сила – партия налогоплательщиков». Каждый житель Свердловской области заплатил тысячи налогов, и что он за это получил? Мы просто вынесли этот вопрос на всеобщее обсуждение. В итоге каждый десятый голос, отданный на выборах в Госдуму, пришелся на Свердловскую область. Партии уже нет, но люди помнят своих кандидатов!

 

«Команда «ЧайФ» занимает очень внятную гражданскую позицию, но в политику старается не лезть»

 

Долг или право?

– По вашим наблюдениям, кто сегодня идет во власть?

– Разные люди. Кто-то достаточно искренне придерживается коммунистических взглядов, и видно, что он готов отстаивать свою позицию. Кто-то сторонник либералов, но тоже видно, что он честный человек, а не какой-то проходимец. Поэтому четкого портрета кандидата сегодня нет. Но политика себя дискредитировала. Увидеть честность в глазах политика достаточно сложно, и люди предпочитают вообще никому не верить.

В связи с этим хочу подчеркнуть, что журналистский долг – не дискредитировать выборы, а действовать альтернативными методами. Избиратели часто начинают путать право выбора с долгом. Я всегда настаиваю, что выборы – это право, и за него надо бороться. Объясняя студентам разницу между этими понятиями, я провел эксперимент. Придя на очередную лекцию, говорил: «Я запрещаю вам вести конспекты». Студенты привыкли к тому, что их заставляют записывать лекции, то есть навязывают им мысль, что ведение конспекта – это долг. И тут вдруг я им это запретил… Они помолчали, а потом в их головах что-то перевернулось: «Позвольте! Мы имеем право вести конспекты!» Вот так легко можно изменить долг на право. То же самое с выборами. Вы не должны, вы имеете право выбирать.

 

Детские игры
в политику

– Говорят, если человек в более или менее сознательном возрасте понял, что предел его мечтаний – политика, то заниматься ею надо чуть ли не со школы. Как вы относитесь к этому утверждению?

– В Древнем Риме политиков действительно готовили с младых ногтей. Детей приводили в дом к государственным мужам, чтобы они видели, как те проводят свой день, какие пишут бумаги, какие ведут переговоры и так далее. Это была своеобразная школа политического воспитания. Со мной часто советуются юноши и девушки, которые мечтают взойти на политический олимп, не следует ли им для начала вступить в какое-либо молодежное движение? Я не устану повторять, что политиков, которые вышли из молодежного движения, в разы меньше, чем, например, политиков, которые прошли через бизнес. Поэтому мой совет – не тратьте время на детские игры в политику!

– Как вы считаете, женщины стали активнее идти в политику?

– Ситуация пока что не в пользу дам. Но она меняется так же, как ситуация на дорогах. А там, как известно, количество женщин увеличивается кратно. В политике, думаю, через какое-то время будет то же самое.

– Мы поклонники команды КВН «Уральские пельмени». Скажите, пожалуйста, этих артистов часто приглашают в предвыборные кампании для повышения рейтингов?

– До того, как «Уральские пельмени» заключили договор с телеканалом «СТС», они регулярно участвовали в местных кампаниях. Причем очень уважаю их за то, что они выбирали демократические и либеральные партии, например, «Свободную Россию» или «Гражданскую силу».

– А «ЧайФ» вне политики?

– Эта рок-группа занимает активную гражданскую позицию. Например, одна из акций «ЧайФа» – поминки по незаконно снесенному памятнику архитектуры. Это была не политическая, а именно гражданская акция. Плюс ко всему один из «чайфов» Владимир Бегунов, например, участвовал в том самом пятитысячном митинге. Гражданскую позицию команда «ЧайФ» занимает очень внятную, но в политику старается не лезть.

 

ГОРОДА-МУЖЧИНЫ И ГОРОДА-ЖЕНЩИНЫ
– Есть города, где печатная пресса практически умерла. К ним относится и Екатеринбург. Там есть какие-то рекламные газеты или издания, которые поддерживает местная власть, но их рейтинги неумолимо стремятся к нулю. В таких городах существует ряд информагентств, и каждый человек, который интересуется политикой, в день просматривает несколько региональных новостных лент.
Абсолютно противоположный пример – Пермь. В этом городе просто бум печатной прессы. Там в любом ресторане можно найти кипу местных газет и региональных вкладок в центральные издания. И народ бесконечно читает! При этом рейтинги Интернет-ресурсов значительно ниже, чем в том же Екатеринбурге.
– Чем объясняется такая разница?
– У меня есть масса объяснений, но озвучу слегка несерьезное. Я все города делю на женские и мужские. На это меня натолкнул знакомый специалист по продвижению чайных и кофеен. Этот человек успешно развивал бизнес в Москве, а когда приехал в Екатеринбург, дела его застопорились. Казалось бы, технологии отработаны годами, поэтому он задумался, в чем же дело? Размышляя над этим, он неожиданно понял, что Москва – это женщина, а Екатеринбург – мужчина. А значит, и формат кофеен надо подогнать под мужской характер. Вскоре наряду с кофе и десертами в этих заведениях появилось пиво и сытные бутерброды. И дело пошло на лад!
Если придерживаться «гендерной теории» для городов, то Пермь – это женщина, а Екатеринбург – мужчина. Он гораздо быстрее, динамичнее, чем Пермь или Москва. В Москве ты за день проводишь максимум две-три встречи, а в Екатеринбурге – 10, и то ничего не успеваешь делать. На характер города может повлиять многое, например, наличие близ него реки смягчает его, влияет на неторопливость и задумчивость. Вот Казань – это женщина по всем показателям, а Санкт-Петербург – не мужчина и не женщина. К сожалению, Набережные Челны я еще не успел оценить.

 

«Я лучше промолчу…»

– Хотелось бы узнать о вас как о журналисте. Вы ведете передачу на радио «Эхо Москвы в Екатеринбурге». Легко ли найти темы для нее и собеседников?

– Идею программы «Бретеры» предложил главный редактор Максим Путинцев, но мы столкнулись с проблемой поиска участников нашей передачи. Ведь страх выступить, что-то сказать сидит практически в каждом нашем чиновнике. А те, кто, казалось бы, готовы свободно обсуждать острые вопросы, боятся, что их точка зрения не совпадет с мнением большинства. Например, тема запрета на продажу алкоголя после девяти. Казалось бы, если ты производитель спиртных напитков, выйди и скажи, что ты против этого запрета. Так нет же! Так что проблема остается актуальной. Одни и те же участники передачи быстро наскучат аудитории. Я уж молчу о том, что в России чрезвычайно низка культура риторики, так что далеко не каждый согласившийся выступить сможет говорить в эфире связно и грамотно.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*