АХАТ ГАЛАУТДИНОВ: «СТРОЖЕ ВСЕХ СПРАШИВАЮ С СЕБЯ»

Untitled Document

Чем ярче и неординарнее твой собеседник, тем увлекательнее с ним общаться. Потому что он не боится высказывать нетривиальные мысли, предлагать «незаезженные» решения, дискутировать и, в конечном итоге, отвечать за свои слова.

 

Это знает любой журналист. Вот и разговор с генеральным директором ООО «ЖилЭнергоСервис» Ахатом Галаутдиновым у коллектива «Недели» незаметно перевалил сначала за час, потом – за два, а потом вплотную приблизился к третьему. За это время мы обсудили много интересного, а начали интервью с приятного для нашего гостя события – юбилея.

Лучшего
воспитателя,
чем труд, не знаю

– Ахат Насыхович, от всей души поздравляем вас с 50-летием! Говорят, что в этом золотом возрасте принято подводить итоги, вспоминать яркие эпизоды своей жизни. А вы в эти дни что вспоминаете?

 

«Для меня как руководителя самое важное – чтобы люди
мне верили. Смею надеяться, что так оно и есть»

– Как ни странно, детство. Оно у меня было хоть и непростым, но очень насыщенным. Я родился в деревне Бурметьево Октябрьского района республики. Отец был участником Великой Отечественной: ушел на фронт добровольцем, вернулся раненым. Мне было пять месяцев, когда он умер: больное сердце… Мама моя – педагог по образованию, но всегда работала заведующей детсадом в деревне. Одна воспитывала брата, сестру и меня, младшего.
Я рано узнал, что такое тяжелый физический труд: видел, как занята мама, и всегда хотел ей помочь. Мы держали скотину, заготавливали сено на зиму, пилили и кололи дрова, чтобы топить печку, – в общем, работы в деревне всегда хватало. Я даже ни разу не был в пионерлагере!
С четвертого класса работал в колхозе – разгружал командировочные машины: во-первых, как и всякому мальчишке, мне хотелось поближе рассмотреть настоящий автомобиль, посидеть в кабине, порулить понарошку, а во-вторых, это давало небольшой заработок. Однажды маме кто-то сказал, что я маленький, таскаю на себе 50-килограммовые мешки с мукой, что было правдой. Она заперла меня в доме, а я выскользнул в форточку и был таков!

Еще мы, деревенские пацаны, «готовили» колхозных жеребцов к упряжи и возили сено в больших телегах. Так было интересно купаться с лошадьми в речке! Позднее мы работали помощниками комбайнера. Одним словом, несмотря на то, что отца не было, нужды наша семья не знала: на столе всегда были молоко, масло, сметана.

Это сейчас мы оберегаем своих детей от тяжелого физического туда, но порой мне кажется, что зря. Потому что лучшего воспитателя, чем труд, я не знаю до сих пор. В 1977 году, окончив школу, я приехал в город Набережные Челны.

– Каким вы его застали?

– Для меня, выросшего в деревне, Набережные Челны стали настоящим потрясением. Шла масштабная стройка, дома росли, как грибы после дождя, на улицах было много людей, объединенных одной целью – возвести самый красивый город на свете.

 

ИСКРЫ ИЗ-ПОД САПОГ
– Кем вы мечтали стать в детстве?
– Мечтал после восьмого класса поступить в Казанское суворовское училище и стать военным. Спал и видел себя в военной форме, шагающим так четко, что искры летели из-под сапог! Но меня остановил директор школы. Как же, говорит, ты оставишь мать одну? У татар ведь как принято? Младшие дети оставались с родителями и ухаживали за ними. Поэтому я остался в деревне и окончил среднюю школу.
Еще я очень любил спорт. Сам сделал перекладину, чтобы подтягиваться, и соорудил штангу, используя для этой цели трубу и тракторные катки. Участвовал в соревнованиях по борьбе, тяжелой атлетике, лыжным гонкам. После школы решил поступать в физкультурный вуз, но меня ждало разочарование – не прошел по зрению. Пришлось переориентироваться.
– Но детская мечта стать военным, наверное, реализовалась в армейские годы?
– Это точно. И спорт сослужил мне добрую службу. Когда меня забирали в армию, у меня был первый юношеский разряд по боксу, за что благодарен своему первому тренеру Евгению Федоровичу Королеву. Я попал в Северную группу войск в Польше. В то время там объявили военное положение. Служил я командиром боевой машины «Катюша» – БМ-21, был заместителем командира взвода. Если говорить коротко, армия сделала из меня мужчину, воспитала и укрепила во мне такие качества, как самодисциплина, взаимовыручка и преданность делу. Я очень доволен, что служил.
– А сегодня в армию молодежь идет с бо-о-ольшой неохотой…
– Конечно, у ребят сегодня гораздо больше возможностей для самореализации, но… Молодому человеку этот этап нужно пройти обязательно. Если он не пойдет в армию, наверное, пропустит что-то очень важное в своей жизни.

 

Знаете,
как страшно было?

– Наверное, в жизни каждого из нас происходят знаменательные встречи с людьми, которые говорят какие-то мудрые слова, дают бесценный совет или просто оказываются рядом в трудную минуту…

– Вы совершенно правы. В детстве для меня таким человеком был директор школы и «по совместительству» мой дядя по материнской линии – Анвар Ибрагимович Гафиятуллин. Но, несмотря на родственные связи, спуску он мне не давал никогда, относился, как ко всем. Я его даже побаивался! Он частенько приходил в наш дом в гости, но для меня всегда оставался не дядей, а именно директором школы.

В Набережных Челнах мне очень помог другой дядя – Роберт Гумерович Валеев. Он старше меня на 20 лет и проявил по отношению ко мне настоящую отцовскую заботу, которой я раньше не знал. Именно он помог мне влиться в огромный тогда для меня город и определиться с профессией.

Я поступил в автомеханический техникум на специальность «Холодная обработка металлов резанием». После окончания пришел на «стройку века» – «КАМАЗ». Там состоялась еще одна важная для меня встреча – с начальником цеха ремонта и обслуживания оборудования №2 стального корпуса литейного завода Александром Николаевичем Гашневым. Он был моим первым руководителем, который познакомил меня с производством, а позднее настоял, чтобы я в 1983 году попробовал себя в должности мастера. Мне же, помню, очень не хотелось: как слесарь-ремонтник, я планировал сначала все «перещупать» своими руками и уж только потом думать о дальнейшем росте. Мне ведь тогда было всего 23 года! Знаете, как страшно было? В общем, заканчивал я работу на заводе уже начальником участка.

Я считаю, работа на «КАМАЗе» во многом сформировала мой характер, научила требовательности и собранности. Это замечательная школа. Она мне по сей день помогает.

В 1991-м меня пригласили на предприятие «Булгарпиво» главным механиком. Там я проработал 13 лет до должности первого заместителя генерального директора. Именно тогда общими усилиями коллектива мы вывели продукцию завода на российский рынок.

– Ну, а в энергетику-то вы как попали?

– Повезло! (смеется.) Судьба свела меня с замечательным человеком и талантливым руководителем Ильшатом Шаеховичем Фардиевым, тогда – генеральным директором ОАО «Татэнерго», а ныне – вице-премьером, министром энергетики РТ. Именно по его инициативе, а также при поддержке челнинских властей в 2004 году было создано предприятие «ЖилЭнергоСервис», которое я сейчас и возглавляю.

 

«Я считаю, работа на «КАМАЗе» во многом сформировала
мой характер, научила требовательности и собранности»

 

Тарифы ЖКХ
должны быть
прозрачными

– Ваше предприятие относится к сфере ЖКХ, а это, как известно, отрасль многопроблемная. Наивный вопрос: почему, по вашему мнению, мы и так платим много, а тарифы на жилищно-коммунальные услуги все равно растут?

– Высокие тарифы – это действительно огромный раздражитель для людей. Но надо понимать: чтобы нам в наших домах жилось комфортно, за это придется платить. Конечно, тарифы во многом зависят от инфляции – они растут в среднем на столько же. Другое дело, что не должно быть необоснованных повышений.

Я считаю, для управления активами жилищно-коммунального хозяйства необходимо внедрить программный продукт, который бы четко отслеживал собираемость платежей и дальнейшее распределение их по видам услуг. Есть ведь специальные программы для бухгалтерского учета – почему бы не создать аналогичную программу и для ЖКХ? Чтобы каждый потребитель знал: если он заплатил, к примеру, за текущий ремонт внутридомовых систем теплоснабжения, внутридомового центрального отопления, электрических сетей, то эта программа позволит распределять полученные средства именно по этим, перечисленным мною, видам услуг, направлять на исполнение и контролировать. В компьютере будут заложены и оплата труда специалистов, и норма времени на выполнение того или иного объема работ, и фактические затраты – все! А горожане будут четко знать, сколько они заплатили и на какую сумму им оказали услуги.

– На ваш взгляд, если бы вы вышли с предложением создать такой программный продукт, городские власти вас поддержали бы?

– Думаю, да. Скажу больше: сегодня мы работаем над созданием такой программы в Бугульме. Мы получили согласие мэра Ильдуса Касымова и планируем запустить эту программу в режиме пилотного проекта. Я убежден, это нужно сделать.

– Нужно, но, скорее всего, вы наживете серьезных противников в лице управляющих компаний…

– Возможно. Но использование современных технологий и разработок в сфере оказания услуг в жилищно-коммунальном хозяй-стве неизбежно. Да и требования со стороны населения растут.

 

ЗАСТАВИЛ ПОВОЛНОВАТЬСЯ
– Ахат Насыхович, обернувшись на предшествующие годы, скажите: есть ли вещи, о которых вы сожалеете?
– (Улыбается). Знаете, есть одна такая вещь. Когда моя супруга родила дочь, я не смог вовремя за ней приехать в роддом: строил дачу, и, как на грех, в этот день привезли бетон, который, понятное дело, надо было поскорее выработать. Я приехал с большим опозданием, заставив жену изрядно поволноваться. Но… времени с того эпизода утекло много, да и дочь уже взрослая…

 

Неповоротливые мы!

– Не так давно побывала на предприятии «Челны-Бройлер». Поразило, что даже в курятнике установлены энерго-сберегающие лампы. Скажите, почему же энергосбережение с таким опозданием приходит в наши, человеческие, жилища?

 

Ахат Галаутдинов: «Только вперед и только вместе!»

– Потому, что раньше рост тарифов был не так ощутим, как сейчас. Неповоротливые мы! Сейчас, как вы знаете, в Набережных Челнах идет массовая установка индивидуальных приборов учета как электроэнергии, так и воды. А ведь в 2004 году потери электроэнергии в многоквартирных жилых домах доходили до 30%, которые и несли энергоснабжающие организации. Определить, где же происходят эти потери – такую задачу поставил перед нами Ильшат Шаехович Фардиев.
Было принято решение за счет средств энергоснабжающих организаций установить в многоквартирных жилых домах общедомовые приборы учета электроэнергии. Тут же возникла проблема по статье затрат за места общего пользования (МОП) электроэнергии. Возникла необходимость пересмотра нормативов потребления, принятых ранее, так как жильцы фактически потребляли электроэнергии в несколько раз больше, чем заложено в нормативах.

С 1 марта прошлого года вступило в силу постановление №87 Кабмина РТ, восстановившее справедливость в расчетах за электроэнергию. Только в 2009 году мы установили по республике более 120 тысяч приборов учета! Люди стали понимать: потратившись один раз на счетчик, можно экономить долгие годы.

Первый этап программы «Светлый подъезд» – установка светильников в МОП – был выполнен успешно. Вторым идет монтаж в эти светильники датчиков, реагирующих на движение и шум: свет в подъезде включается только при появлении человека, а затем гаснет. После установки таких датчиков провели анализ и выяснилось, что экономия на каждую квартиру составила 33 рубля в месяц, а в масштабах города Набережные Челны – 5,7 млн. рублей! На 1 сентября 2010 года таких датчиков установлено свыше 30 тысяч штук. До конца года планируется установка еще 30 тысяч, что в сумме составляет 60% от количества датчиков, подлежащих установке.

Также успешно эту программу мы реализовываем и в других городах республики. Конечно, это дорогостоящая работа. Проводим мы ее за счет средств на техническое обслуживание внутридомовых электрических сетей, при этом понимаем – это реальная возможность снижения оплаты за МОП.

– Получается, что в части энергосбережения «ЖилЭнергоСервис» все сделает за нас?

– Не совсем так. Многое зависит от самих жителей. От высоких тарифов нас не спасут никакие узлы учета и регулирования, никакие счетчики и энергосберегающие лампы, если в подъездах гуляет ветер, а в квартирах холодно из-за неутепленных окон, дверей. Нам нужно самим заботиться о своем комфорте.

Если не каждый день, то через день я бываю в разных микрорайонах города и вижу, что среди жильцов есть очень активные, инициативные люди. В одном из домов, например, жильцы по собственному почину установили герметичную дверь в подъезд – значит, у них будет комфортная температура и отпадет необходимость подачи излишнего тепла.

Мы, в свою очередь, готовы всемерно содействовать приходу энергосбережения в наши дома. В ближайшее время в Набережных Челнах откроется Центр энергосбережения. Его работа будет заключаться в том числе и в консультациях. Любому клиенту представят расчеты: какие затраты он понесет, поставив дома счетчик на воду или электроэнергию, и сколько при этом сэкономит. Такая же информация будет и по энергосберегающим лампам, и по индивидуальным тепловым пунктам, и так далее. Причем Центр энергосбережения совместит теорию с практикой, предоставляя услуги по реализации и установке этих приборов. Ничего подобного в республике еще не было. Мы, можно сказать, первопроходцы.

– И последний вопрос: установлены ли у вас дома энерго-сберегающие лампы?

– А как же! Правда, я поставил их не везде, а в соответствии с соображениями экономии – на кухне и в зале, там, где они активно используются (энергосберегающие лампы дают экономию при интенсивном применении – прим. ред.). У меня и двухтарифный счетчик стоит. Так что энергосберегающие технологии в моем доме уже есть!

 

НРАВОУЧЕНИЙ НЕ ЧИТАЛ

– Какие качества вы больше всего цените в людях? В своем коллективе?
– Трудолюбие, порядочность и умение отвечать за свои действия. Несмотря на то, что предприятие «ЖилЭнергоСервис» молодое, наша команда состоит из очень опытных сотрудников, со многими из которых мы начинали работать еще на «КАМАЗе» и в ОАО «Булгарпиво». Для меня как руководителя самое важное – чтобы люди мне верили.
Смею надеяться, что так оно и есть. У нас дружный, сплоченный коллектив, объединенный одной задачей – качественное оказание услуг. Ну, а если горожане будут благодарны нам за наш труд, мы будем считать это самым большим достижением «ЖилЭнергоСервиса».
– Вы по знаку зодиака – Дева, а этих людей отличает требовательность…
– (Улыбается). Я, пожалуй, даже слишком требовательный. Возможно, это не очень хорошо, но утешаю себя тем, что строже всего я спрашиваю все-таки с себя.
– Детей вы, наверное, тоже держали в строгости? Как вы их воспитывали?
– Нравоучений не читал. Сколько себя помню, я постоянно был на производстве. Необходимо было содержать семью, тем более, что мы приняли в нее осиротевшую в один день племянницу супруги. В основном воспитанием занималась моя любимая супруга Римма, и я очень благодарен ей. А главным воспитательным моментом для детей, скорее, был мой личный пример. Они видели, как я работаю, как спрашиваю с себя и других, и сами выросли порядочными, трудолюбивыми и ответственными.
– Если бы было возможно, что бы вы изменили в своей жизни?
– Ничего не стал бы менять. Так же бы трудился, так же творил, преодолевал трудности. Ведь, как известно, счастье – это преодоление барьеров на пути к поставленной цели. Единственное, что бы изменил – продлил жизнь рано ушедших родителей и дал бы им возможность радоваться жизни.

Оплачено из средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата в депутаты городского Совета муниципального образования «город Набережные Челны» по одномандатному избирательному округу №11 Галаутдинова А. Н.

На правах рекламы

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. То что он достойный человек видно не вооруженным глазом…
    А завистники -злопыхатели чего только не понаписали- стыдно за вас.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*