Продажи новых автомобилей в России продолжают расти: по итогам января–августа они увеличились на 14%, а в августе – более чем на 50%. Двузначную позитивную динамику теперь показывают даже некоторые японские бренды, которые в ходе кризиса стали традиционными аутсайдерами.
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых автомобилей за январь-август. Они выросли на 14%, до 1,1 млн. машин. В августе рост составил 51% (до 168,6 тыс. автомобилей). На докризисный уровень роста (50%) российский авторынок вернулся еще в июле, но пока этот рост высчитывается к падающему рынку 2009 года. Более того, продажи в августе были даже ниже, чем в июле (на 2,6%). Эксперты не видят в этом никакой трагедии: в целом рынок устойчиво растет, а незначительное снижение в июле, скорее всего, объясняется тем, что поставки машин в Россию не успевают за спросом и по многим моделям наблюдаются очереди.
Действительно, например, японские бренды, динамика продаж которых во время кризиса выглядела хуже, показывают двузначный рост второй месяц подряд. В частности, в августе продажи Nissan увеличились на 86%, Toyota – на 63%, Mazda – на 36%.
Toyota по итогам месяца вернула себе третье место в России, которое занимала по итогам 2008 года, но потеряла в кризис. Хотя по итогам января-августа марка остается лишь седьмой, делится «Коммерсантъ».
Из иномарок первой двадцатки рейтинга АЕБ лучшую динамику прироста в августе показали Daewoo и Skoda (рост за 100%), Kia, Nissan, Volkswagen (80-90%), а также Peugeot и Hyundai (60-70%). Отрицательной динамики в топ-20 не было ни у кого – падение продаж показали только японские Honda и Suzuki, китайская Geely, а также Seat, Hummer, Saab, Dodge, Chrysler и Alfa Romeo. Из иностранных автоконцернов в России сегодня больше всех продает General Motors (доля рынка – 8%), Volkswagen AG (7%), Kia (5,9%), Ford (5,1%) и Renault (5%).
Самым продаваемым автомобилем на рынке впервые с начала кризиса стала Lada, которая крайне популярна из-за программы утилизации. Ее продажи с начала года росли быстрее рынка (на 78%), а в августе увеличились сразу на 195% (продано более 80 тыс. машин).
В целом, по оценкам агентства «Автостат», в 2010 году российский авторынок может вырасти на 22% – до 1,75 млн. новых машин. Пессимистичный сценарий предполагает рост на 12% – до 1,65 млн. Если рынок вырастет на 22% в этом году, то к 2013 году он может преодолеть отметку 2,8 млн. машин – рекордное докризисное значение продаж в 2008 году, при котором аналитики начали сравнивать Россию с Германией, крупнейшим авторынком Европы. Пока же главная тенденция, по словам главы «Автостата» Сергея Целикова, в увеличении доли иномарок местной сборки. Если в 2009 году они обеспечили менее четверти продаж авторынка, то в этом году их доля вырастет до 35%, а к 2012 году достигнет 40%.