ДОКАТИТСЯ ЛИ ДО НАС ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ?

Untitled Document

В конце августа в России побывала оценочная комиссия ФИФА. Цель ее визита – ознакомиться с тем, что предлагает наша страна как претендент на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года. После посещения нескольких городов, Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, а также столицы Татарстана Казани представители комиссии уехали в целом довольные и ободренные тем, насколько серьезно может подходить наша страна к организации спортивных форумов самого разного уровня. Приезд гостей из ФИФА, встреча с премьером Путиным, который дал огромные госгарантии на успешное проведения мундиаля-2018, дали повод многим футбольным специалистам, болельщикам и СМИ предположить, что в декабре этого года ФИФА сделает выбор в пользу России. Своим мнением по данной теме с «Новой неделей» поделился футбольный телекомментатор ВГТРК Илья Казаков.

 

Футбол действительно объединяет страну

 

Это тревожный сигнал…

– Илья, у нас действительно теперь самые высокие шансы на проведение чемпионата мира-2018?

– Можно сколь угодно тешить себя иллюзиями и надеждами, подкрепляя их какими–то обещаниями и намерениями, но определять страну-хозяйку будущего мундиаля будут знающие люди. И чтобы им ни показывали и ни рассказывали в той или иной стране-кандидате, их решение будет исходить из сложившейся у них за долгие годы работы в ФИФА системы ценностей.

К примеру, меня насторожило вот что. Перед отъездом из нашей страны некоторые из членов комиссии давали интервью, где прозвучало: если Россия получит право на чемпионат мира 2018 года, работу надо начинать немедленно. После посещения других стран они говорили совершенно другие вещи, к примеру, что все готово и чемпионат мира можно проводить в любой момент.

Это тревожный сигнал для нас, равно как и последние скандалы в нашем футболе, эхо от которых докатилось до Англии, а стало быть, и до всего мира: все, что пишут в английских изданиях, обычно активно цитируется. Это, например история с оскорбительным баннером в адрес Одимвингие со стороны болельщиков «Локомотива» и его комментарий по данному поводу для «Би-Би-Си» о том, что в России на стадионах всегда присутствует расизм, а также матч «Амкар»-«Ростов» (по мнению некоторых болельщиков и СМИ, поединок напоминал «договорной» матч – С.К.), после которого тысячи болельщиков выражают свое возмущение в письме президенту РФС Фурсенко. Такие вещи у меня оптимизма не вызывают, поэтому стараюсь смотреть на нашу борьбу за чемпионат мира-2018 без иллюзий, чтобы не разочароваться.

 

Важно не проиграть
в первом туре

– России действительно так нужен чемпионат мира по футболу?

– Конечно. Вы же видите, в каком состоянии наши стадионы, а чтобы на матчи той же национальной сборной собралась большая публика, в России есть только одна пригодная и современная для этого арена – стадион «Локомотив». А ЦСКА при всех своих трофеях, достатке, общественном весе его президента Гинера не может построить в Москве стадион на протяжении стольких лет! Ведь за счет тех же стадионов наш футбол, и в первую очередь клубы будут хорошо зарабатывать – среди наших футбольных менеджеров прочно бытует миф, что основной доход клуба может быть только от продажи телевизионных прав. Но это не так – основной доход в Европе поступает от продаж билетов, абонементов, напитков, сувенирной продукции. Та же «Барселона» от продажи абонементов получает 150 миллионов евро, а за такие деньги можно делать все, что угодно!

Но без политической воли обзавестись в России хорошей футбольной инфраструктурой крайне тяжело. Но это не только наша проблема – такая же ситуация сейчас в Италии, которая оказалась по сути в депрессии от того, что чемпионат Европы-2016 отдали не им, а французам. А все потому, что последний раз итальянские стадионы модернизировались перед чемпионатом мира 1990 года, и сейчас это очень отсталые арены.

– Французам Евро-2016 отдал все-таки УЕФА, а не ФИФА. Если бы такие принципы были в ФИФА, думаю, не было бы смысла отдавать ЧМ-2010 Южной Африке.

– Там другая история. На прошедший недавно чемпионат мира надо смотреть не как на чемпионат в ЮАР, а как на чемпионат в Африке: для ФИФА чемпионат мира это не только деньги и футбол, но еще и большая политика. И, естественно, когда Блаттер сделал все, чтобы чемпионат прошел на черном континенте, то получил взамен на следующих выборах президента ФИФА голоса практически всех африканских делегатов. Сейчас, когда чемпионат мира уехал в Южную Америку (в 2014 году он пройдет в Бразилии – С.К.), я уверен, что за Блаттера проголосуют все южноамериканские страны. А если чемпионат мира отдать в Россию, то много ли представителей европейских ассоциаций на следующих выборах проголосуют за Блаттера после такого решения?

– Сложно сказать. Может, в основном, восточноевропейские страны?

– А мне сложно ответить. Мне кажется, самое важное в этот момент для России – не проиграть в самом первом туре, получив в нем один-два голоса. Это будет очень сильный удар по нашим амбициям, и получится довольно незавидная картина. Дело в том, что мы многое хорошо рисуем и правильно делаем, думая, что у нас иной вес в мировом футбольном сообществе, но если за нас проголосуют два-три человека, это будет весьма невесело для нас.

– Согласитесь, сейчас вес действительно стал огромным из-за активной деятельности Путина в этом направлении. Его обещание всех гарантий и любых денег на чемпионат мира – разве не козырь нашей заявки?

– Это очень большой козырь, тем более, что у той же Португалии, которая претендует на чемпионат мира-2018 совместно с Испанией, для ФИФА не было никаких гарантий. И то, что Владимир Путин лично встречается с представителями ФИФА, лично продвигает эту идею, дает свое личное слово, очень здорово. И если для чиновников ФИФА слово Путина покажется действительно весомым преимуществом при определении страны-хозяйки чемпионата мира-2018, дай бог, чтоб так и было.

 

Приезд гостей из ФИФА, встреча с премьером Путиным
дали повод многим предположить, что в декабре ФИФА сделает выбор в пользу России

 

Сын родился.
Гусом назвал…

– Сможет ли чемпионат мира в России как-то сплотить наших людей?

– Однозначно. Будет воодушевление, появится мода ходить на стадион. Футбол должен сплотить тех, кто составляет активную часть населения, как это было во время чемпионата Европы-2008, когда наша сборная играла и выигрывала, а люди делали что-то невообразимое – начиная с того, что давали новорожденным детям имя главного тренера и заканчивая тем, что стало модно носить российские шарфы, флаги.

Футбол на самом деле повышает патриотизм и действительно объединяет страну. К тому же это всегда праздник, а ведь в последнее время нам так не хватает позитивных эмоций. Чемпионат мира даст многое – в страну приедет много туристов, люди смогут ходить на тренировки сборных, покупать атрибутику, общаться с иностранцами. Кстати, именно общение с ними для многих до сих пор мечта, поскольку не у всех есть возможность выезжать за границу. А чемпионат мира позволит почувствовать себя привлеченными к чему-то очень серьезному в нашей жизни.

– Наверное, имидж нашей страны после чемпионата будет все-таки другим?

– Это тоже так. Есть скептики, а по существу это недалекие люди, которые то и дело говорят: «Зачем нам этот чемпионат? Ну, приедут сюда туристы, увидят, что люди не говорят на иностранных языках, что мы замкнутые». Да ничего подобного! Я до сих пор переписываюсь с Гусом Хиддинком, и он пишет, что таких добрых и открытых людей он нигде, кроме России, не встречал. И несмотря на то, что все у него хорошо в Турции, он скучает по своим российским друзьям.

Поэтому уверен: в нашей стране достаточно много тех, кто может общаться хотя бы на английском языке, в отличие от той же Франции или Португалии, где это было просто катастрофой! Когда там проходили чемпионат мира-98 и Евро-2004, у полицейских невозможно было узнать дорогу, а в городах вообще многое нельзя было понять, если ты не владел местным языком. Нам надо учиться не принижать себя, и, поверьте, если мы заполучим чемпионат мира, многие в мире удивятся, насколько Россия открытая страна.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*