ТАРИФЫ РАСТУТ, А ПЛАТА ЗА ВОДУ МЕНЬШЕ

Untitled Document

Тема воды, с какой стороны к ней не подойди, – для любого из нас всегда актуальна. Ее мы пьем, ею умываемся, на ней готовим еду. За нее, наконец, платим… И с предприятия, которое поставляет воду в наши дома, спрашиваем по всей строгости. И на тарифы жалуемся. В ЗАО «Челныводоканал» об этом знают и стараются соответствовать, хотя и признают: не научились мы ценить и считать воду, а пора бы.

 

 

О качестве и количестве потребляемой челнинской воды, о вложениях предприятия и тарифах, которые ожидают нас в следующем году, журналист «Недели» побеседовал с первым заместителем генерального директора ЗАО «Челныводоканал» Александром Чуевым и заместителем генерального директора по экономике, финансам и имущественным отношениям Габдракипом Хайруллиным.

 

И никакой химии!

 

Александр Чуев: Давайте по порядку. Все начинается со станции водоподготовки. Качество воды там контролируется по 81 показателю, так что, попадая в сети, она практически отвечает европейским стандартам. Вода у нас очень хорошего качества.

Другое дело, что когда она поступает в наши сети (которые эксплуатируются уже 30 с лишним лет!), происходит так называемое вторичное загрязнение: на стенках появляются отложения, коррозия, илистые образования. Так вот, для того, чтобы к потребителю вода приходила хорошего качества, в 2001 году (в этот период городские сети были переданы ЗАО «Челныводоканал» – прим. ред.) мы приняли решение не укладывать в землю ни одного погонного метра металлической трубы без защитного покрытия внутренней поверхности. Все подводки к жилым домам мы поменяли на полиэтиленовые трубы, которые не подвергаются износу и коррозии.

Кроме того, трубы большого диаметра – а это магистральный трубопровод от станции водоподготовки до новой и старой частей города, а также внутриквартальные разводки, закольцовки диаметром до 300 мм – мы санируем изнутри. Каким образом это делается? Мы вскрываем трубопровод, очищаем до зеркального металлического блеска и наносим цементно-песчаное покрытие, которое, во-первых, предотвращает коррозию, а во-вторых, – вторичное загрязнение. И никакой химии! До 2014 года мы планируем полностью заменить магистральные водопроводы. Естественно, если позволят возможности.

– То есть можно надеяться, что к этому сроку из наших кранов потечет вода, соответствующая европейским стандартам?

– Надеяться надо всегда. Но вы не учитываете один нюанс. Даже если мы подведем к дому потребителей хорошую воду, есть еще внутридомовая водопроводная система, которая также эксплуатируется 30 с лишним лет! И она уже находится под контролем управляющих компаний. Там трубы мелкого диаметра, и, вы сами знаете, случается, что в трубе диаметром 15 мм остается отверстие размером со спичечную головку. Все остальное – грязь. Поэтому следующий этап (и это уже задача обслуживающих организаций!) – последовательная плановая замена внутридомовых разводок. Некоторые люди уже это делают. Одним словом, чтобы город пил чистую воду, одних усилий «Челныводоканала» недостаточно. Необходимо подключаться управляющим компаниям и самим жильцам.

 

От хлора мы не уйдем

 

До 2014 года «Челныводоканал»
планирует полностью заменить магистральные водопроводы

– В 2009 году мы запустили новую хлораторную, – продолжил рассказ Александр Чуев, – которая работает на станции очистки воды в автоматизированном режиме, так что риски по недо- или передозировке хлора просто исключены. В этом же году «Челныводоканал» приступил к реконструкции второй хлораторной на водозаборе, где происходит первичное хлорирование речной воды. Сейчас ведем монтаж установки по ультрафиолетовому обеззараживанию воды. Это поможет нам исключить риск всевозможных вирусных заболеваний, поскольку хлор действует не на все виды вирусов. Суммарная стоимость этого оборудования – 76 млн. рублей.

– Выходит, скоро мы уйдем от хлора?

– От хлора мы полностью не уйдем. Почему? Потому что он имеет пролонгированное действие и обеззараживает воду на протяжении всей ее транспортировки от станции водоподготовки до потребителя. УФ-установка же убивает вирусы лишь в момент очистки, и по пути в жилые дома вода может вновь подвергнуться заражению. По этому, введя новое оборудование, мы, естественно, хлорирование уменьшим, но полностью от него не откажемся.

 

Поселок ГЭС – в приоритете

– В 2009 году «Челныводоканал» отремонтировал 24 километра водопроводных сетей в городе. Каким в плане ремонта стал для вас 2010-й?

– Мы идем с незначительным опережением. На сегодня мы санируем два магистральных водовода в пос. ГЭС. Работы еще немало, но когда мы ее завершим, качество воды на юго-западе города улучшится.

– А почему приоритет отдается именно старой части города?

– Если сети Нового города мы обслуживаем с 2001 года и за это время успели их неплохо «подтянуть», то водопровод старой части Набережных Челнов мы взяли на обслуживание лишь в 2008 году.

Это район постарше, и ситуация там хуже. Поэтому самое пристальное внимание мы уделяем пос. ГЭС и ЗЯБ. Конечно, средств на ремонт необходимо больше. Надеемся на средства гранта Европейского банка реконструкции и развития, а это ни много ни мало 25 млн. долларов, на которые мы бы здорово подтянули работы по старой части города, магистральным и даже внутриквартальным водоводам.

– Когда будет принято окончательное решение?

– В этом году – вряд ли. Если наш проект успешно пройдет
экспертизу в банке, первую часть гранта мы должны получить до 1 октября 2011 года.

 

Нужно время, чтобы привыкнуть к счетчикам

– Тарифы на жилищно-коммунальные услуги – и в частности, на воду – тема для нас всегда болезненная. Приближается конец года: к чему готовиться челнинцам?

Габдракип Хайруллин: Для горожан, конечно, это вопрос всегда насущный. Но не уверен, что люди, которые действительно считают свои деньги, скажут, что стали больше платить. Мы провели такой анализ: Городским расчетным центром за семь месяцев 2009 года населению города была начислена сумма 329 млн. рублей. В этом же, 2010-м, по увеличенному тарифу ГРЦ за семь месяцев выставило счет на 318 млн. рублей.

Все очень просто. С появлением приборов учета люди стали интересоваться своими платежами и, как следствие, экономить. Судите сами: расход воды на одного челнинца когда-то составлял 173 литра в сутки. Сейчас – 129. Несмотря на рост тарифов, платить люди стали меньше. Но! Это касается тех, кто действительно экономит. Те же, у кого вода льется без всякой меры, раскошеливаются.

– В мае в республике вступило в силу постановление №262 Кабмина РТ, которое должно было навести порядок в расчетах за воду. По вашим наблюдениям, оно подвигло людей на установку счетчиков?

Александр Чуев: Психологически население у нас в России, к сожалению, к этому еще не готово. Сейчас в городе только что завершили первый этап – стопроцентно установили общедомовые приборы учета, и, наверное, понадобится какое-то время, чтобы люди привыкли к мысли, что все ресурсы, которые они потребляют, отныне строго учитываются. И вот когда это произойдет, наступит второй этап – массовой установки квартирных приборов. Мы к этому обязательно подойдем, но позже.

Габдракип Хайруллин: Когда у населения появится потребность чистить зубы со стаканчиком воды или бриться, не открывая крана, тогда можно считать, что этот этап осознанной экономии наступил. Немцы, например, даже когда моют посуду, закрывают раковину. Это воспитано в них поколениями. Мы до этого еще не дозрели.

– И все-таки: что же будет с тарифами?

Александр Чуев: Тарифы будут расти, хотим мы этого или нет. Во-первых, из-за инфляции, а во-вторых, из-за себестоимости хозпитьевой воды, а она в последнее время у нас возросла. Дело в том, что с 18 августа воду у «Челныводоканала» перестали брать нефтяники. Следовательно, сократились и объемы, и производство. Проще говоря, доходы предприятия уменьшились, а вот расходы остались прежними…

Габдракип Хайруллин: Тарифы повысятся. Трудно пока сказать, на сколько – цифры утверждаются Комитетом по тарифам РТ, – но, по нашим расчетам, рост составит между 10-20%. Надо понимать: это делается не ради прибыли, а ради выживания предприятия.

 

На правах рекламы

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*