Сегодня, 29 октября, исполняется 92 года со времени создания комсомола (ВЛКСМ) – общественной организации передовой советской молодежи – помощника и резерва КПСС. | |||
|
|||
|
|||
Молодежь осталась безнадзорной – Владимир Григорьевич, многие люди, которых сегодня считают успешными, начинали с комсомольской работы. По вашим ощущениям, она была полезной? – Руководящая комсомольская работа – это, так сказать, начальная школа жизни. Неслучайно комсомол называют кузницей кадров: в период перестройки многие комсомольские руководители успешно освоили азы предпринимательства и стали бизнесменами. Сейчас цепочка разорвана: промежуточное звено в лице комсомола выпало, а новой единой подобной организации в стране нет. В результате молодежь в таком важном переходном возрасте оказалась как бы безнадзорной, без присмотра со стороны более взрослых людей. – В партийном руководстве, в том числе и комсомолом, однако, не все было гладко… – Конечно. Комсомол был полностью зависим от партии, за руководителями которой было решающее слово. Эта полная зависимость нередко глушила очень хорошие начинания, дела молодых. Интересы комсомольско-молодежного движения не всегда учитывались. Идеологическое воспитание порой было оторвано от жизни, шло вразрез с объективными явлениями жизни тогдашнего общества. Взять, к примеру, призывы ехать на целину, строительство БАМа или Братской ГЭС… Разумеется, молодежь более легка на подъем, к тому же склонна к романтике, она, ничтоже сумняшеся, не ехала, а даже летела в дальние края, становясь там новоселами. Но, во-первых, потом это оборачивалось рецидивами подорванного в молодости здоровья из-за неподготовленности базы обитания. Во-вторых, как теперь уже доказано жизнью, освоение целины, например, не принесло предполагаемого экономического эффекта… – Чего, кстати, не скажешь о строительстве «КАМАЗа», который является сейчас флагманом российского грузового автопрома. – Да, поэтому я считаю за счастье, что оказался причастен к этому большому делу. Притом Набережным Челнам всегда был свойствен особый молодежный дух. Наверное, партийные и хозруководители были у нас людьми иного склада. Многие из них – вчерашние комсомольские вожаки – считались с нашими мнениями, предложениями, просьбами. В числе таких – Олег Белоненко, Наиль Нурмухаметов, Уел Хусаинов, Юрий Петрушин, Геннадий Таруленков… Благодаря их уважительному отношению к комсомольскому племени многие молодые челнинцы получали квартиры, места в детских садах, приобретали дефицитные в то время мебель и бытовую технику. К тому же они умели видеть молодых насквозь, угадывая в них будущих способных руководителей. Бескорыстных становится меньше… – Комсомола сейчас нет. Но молодежные проблемы, как и раньше, остались. Как относятся к ним нынешние руководители? – Традиции тех руководителей в нашем городе поддерживают, прежде всего, бывший и нынешний мэры Челнов Ильдар Халиков и Василь Шайхразиев, гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин. Сотни молодых семей по различным социальным программам въехали в новые квартиры, а молодые специалисты трудоустроились. Особенно к ним благоволят на автозаводе, где также предоставляется комплекс льгот – от повышенной зарплаты до возможности овладения новыми профессиями. Я уж не говорю о многих инициативных ребятах и девушках, которых поддержали морально и материально. – Кто из числа ваших ровесников, пройдя школу комсомола, стал способным руководителем? – Бывшие комсомольские вожаки-камазовцы, прежде всего. Рамиль Салихов возглавляет ООО «ЛИНК», которое ведет строительство в разных регионах России. Марат Нуруллин – во главе ООО «Автомастер», он депутат местного горсовета. Николай Ларин является директором фирмы, где производят металлоконструкции. Фарид Башаров в крупной строительной фирме работает одним из руководителей… – Наверняка вы испытываете и ностальгические чувства о комсомольской эпохе… – Мне вообще нравились общественные начала, популярные в те годы. Теперь, как говорится, за все надо платить. К примеру, обелиск нашим воинам в 50-м комплексе комсомольцы «КАМАЗа» сделали тогда своими руками из сэкономленного металла в свободное от работы время. Большая в этом заслуга тогдашнего комсорга завода двигателей Ильдуса Ибрагимова, ставшего впоследствии успешным бизнесменом. Конечно, тот обелиск не сравнить с более основательным, какой делается сейчас, но и нынешний немалых денег стоит. Однако кто сейчас даст на это или другое благое дело металл – пусть даже сэкономленный? Или взять работу в те годы Боевой комсомольской дружины города, которой руководил Леонид Штейнберг и которая гремела тогда на всю страну. А ведь покой горожан в то время охраняли тысячи комсомольцев, жертвуя своим личным временем ради других, приходя порой на дежурство с грудными детьми. Или был такой случай: вечером сообщили, что завтра в обед госкомиссия будет принимать здание новой 46-й школы. Оставалось меньше суток, чтобы вычистить помещения от строительного мусора. Несмотря на то, что сотовых телефонов тогда вообще не было, да и домашние далеко не у каждого имелись, мы сумели оповестить за вечер многих комсомольцев. Наутро на внеплановый субботник пришли более 200 человек, а к обеду школа уже блестела! Тот добровольческий дух теперь редко когда ощутишь. Жаль, что сподвигнуть на такое людей сейчас тяжеловато. Бескорыстных становится все меньше и меньше. |
09.12.2011 в 20:04
К своему стыду,только сегодня прочитал статью о своем бывшем руководителе Владимире Иванове. Вместе с ним работал в комсомоле… Только хорошие воспоминания о хорошем человеке. Успехов ему во всем!