Не так-то просто найти свою дорогу в жизни молодому поколению, вдвойне сложнее сделать это ребятам, у которых серьезные проблемы со здоровьем. Им, как никому другому, необходима помощь на первом этапе взрослой самостоятельной жизни. Как же им помочь найти свое место в обществе? |
Для мальчиков в Мензелинском интернате открыли столярные мастерские
|
Данному вопросу был посвящен республиканский семинар-совещание руководителей образовательных учреждений для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, а также ребят с ограниченными возможностями здоровья, который прошел в Мензелинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате. Подобное совещание проводилось здесь впервые, но место было выбрано неслучайно. Директоров школ-интернатов пригласили сюда, чтобы ознакомиться с опытом работы именно этого учреждения и применить его у себя. Но обо всем по порядку. Главное Для знакомства с Мензелинской школой-интернатом и обсуждения проблемы адаптации воспитанников таких учреждений было отведено два дня. Первый день семинара прошел в Доме детского творчества. Начался он с выступления начальника отдела педагогической поддержки и реабилитации Министерства образования и науки РТ Надежда Бычкова. Она рассказала об основных тенденциях развития общего и специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Наглядным примером перехода к новому этапу в развитии образования, по словам Надежды Бычковой, стала Мензелинская школа-интернат. Именно здесь первым в республике был создан Попечительский совет, который помогает детям получить профессию и устроиться на работу. О деятельности Попечительского совета рассказала его председатель, начальник управления делами ОАО «Татэнерго» Гузалия Ахмадиева. – Энергетики уже много лет оказывают поддержку этому образовательному учреждению, – отметила Гузалия Ахмадиева, – выделяют средства на ремонт здания, закупку мебели, видео- и аудиоаппаратуры, игрушек, финансировали строительство загородного круглогодичного лагеря. Здесь создана прекрасная материальная база, дети получают все необходимое. Но надо создавать ребятам такие условия, чтобы они чувствовали себя как дома. Ну и, конечно, их нужно было чем-то занять. Помимо того, что дети учатся в школе, они ведь выполняют и какую-то работу по дому: готовят кушать, занимаются уборкой, ходят в магазин и так далее. А почему же у наших ребят нет таких обязанностей? Когда вырастут, что они будут уметь в своей жизни? Мы тут же назначили дежурных в столовой, чуть позже установили в интернате стиральные машины. Для девочек открыли швейные, а для мальчиков – столярные мастерские. |
Гузалия Ахмадиева: «Надо создавать ребятам такие условия,
чтобы они чувствовали себя как дома» |
Территория творчества В школе-интернате много кружков – кулинарный, швейный, рисования, столярный, музыкальный, работают компьютерный класс и гимнастический зал. Воспитанники детдома с увлечением занимаются там в свободное время. У ребят огромное желание показать результаты своей работы. Поэтому администрация школы постоянно организовывает для энергетиков выставку-продажу изготовленных детьми поделок, чтобы на вырученные деньги приобрести пряжу, мулине, бисер, столярные материалы и прочие расходные материалы, а также направить их на развитие детских творческих проектов. В этом проявляется самостоятельность воспитанников, которые учатся зарабатывать и расходовать собственные деньги. Творчество является реальным путем социальной адаптации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями. Есть на территории Мензелинской школы-интерната и теплица, и огород, где трудятся ребята. Они сами заготавливают на зиму овощи, делают компоты и даже запасаются целебными травами. Словом, работа здесь кипит. Продолжение – Все это хорошо, но вот на что хотелось бы обратить внимание. Мы, когда выпускаем наших детей, всегда с ними обсуждаем, кто и куда хочет попасть. Ребят тянет на малую родину, в тот город, где у них есть родственники. Действительно, там детям в окружении близких людей гораздо легче будет вставать на ноги, – подчеркнула Гузалия Ахмадиева. Чтобы как-то облегчить жизнь воспитанников интерната, по инициативе заместителя премьер-министра РТ – министра энергетики Ильшата Фардиева Попечительский совет решил ввести такую практику: за каждым выпускником закрепить предприятие энергосистемы, которое будет сопровождать детей сначала в училище, а затем поможет с трудоустройством. За время работы семинара-совещания его участники побывали на открытых уроках в Мензелинской школе-интернате, ознакомились с работой круглогодичного, очень комфортного загородного лагеря «Полянка». Гости увидели, как благодаря неравнодушию энергетиков республики интернат стал для многочисленных его воспитанников без преувеличения родным домом. Но на этом ставить точку рано, продолжение следует, а значит впереди – новые проекты и хорошие новости для ребят с непростой судьбой. |