Лауреатом первой телевизионной премии имени Владислава Листьева, присуждаемой за яркое воплощение на экране творческих принципов знаменитого журналиста, стал Леонид Парфенов.
Премия была учреждена Фондом «Академия россий-ского телевидения» и Первым каналом в апреле 2010 года. Ее денежный эквивалент составляет один миллион рублей. Идея статуэтки – сидящий мальчик, обхвативший руками колени и смотрящий ввысь, принадлежит декоратору, вдове Владислава Листьева Альбине Назимовой.
Речь, которую произнес Леонид Парфенов на церемонии вручения, уже называют очень жесткой:
– Рейтинг действующих президента и премьера оценивают примерно в 75%. В федеральном телеэфире о них не слышно критических, скептических или иронических суждений. Замалчивается до четверти спектра общественного мнения. Высшая власть предстает дорогим покойником: о ней только хорошо или ничего.
Журналистские темы, а с ними вся жизнь, окончательно поделились на проходимые и не проходимые по ТВ. За всяким политически значимым эфиром угадываются цели и задачи власти, ее настроения, отношение, ее друзья и недруги. Институционально это и не информация вовсе, а властный пиар или антипиар.
Большая часть населения уже и не нуждается в журналистике. Когда недоумевают: ну, побили, подумаешь! Мало ли кого у нас бьют, а чего из-за репортера-то такой сыр-бор? – миллионы людей не понимают, что на профессиональный риск журналист идет ради своей аудитории. Журналиста бьют не за то, что он написал, сказал или снял. А за то, что это прочитали, услышали или увидели…