Елизавету Гурьянову
в Набережных Челнах больше знают под именами Дюймовочка, Хаврошечка, Снеговичок. Актрису челнинского кукольного театра в этом году номинировали на премию «Лучший актер города». А «Новая неделя» воспользовалась этим поводом, чтобы познакомить наших читателей с ней поближе. К тому же 21 марта мир в восьмой раз будет отмечать Международный день кукольника. |
||
Отцы и дети |
||
Наша беседа проходила под ненавязчивый аккомпанемент музыки «Биттлз» в исполнении казанского оркестра «Примавера».
|
||
– 21 марта отмечается Международный день кукольника. Есть такая расхожая фраза: «Кукольный театр – не совсем театр». Каждый вкладывает в нее свой смысл. А что она означает для вас? – Наверное, то, что задачи кукольного театра гораздо шире, чем драматического. Мы не просто прививаем нашим маленьким зрителям любовь к театру и искусству вообще. Мы их воспитываем, закладываем в них человеческие качества, через спектакли объясняем, что такое любовь, дружба, сострадание, уважение. Мы делаем то, чего, к сожалению, зачастую не делают родители. Конечно, не хочется бросать камень в их огород, но иногда мамы-папы бывают просто ужасны! Для малыша поход в театр – это праздник, а родная мама его портит. Кричит на него, ругается или думает, что достаточно доставить его до театра – и все, ее миссия завершена. Увы, таких много. Зато бывает вдвойне приятно, когда слышишь, как мама объясняет маленькому, что и почему происходит на сцене. Тогда я думаю: «Как хорошо!.. Только можно было бы делать это потише…» (смеется). И для ребенка кукольный театр – это тоже не совсем театр. Ребенок ведь не маленький взрослый, а особое существо, у которого есть свой мирок. Я еще помню свои ощущения, когда в детстве сама была зрителем. Мне так хотелось, чтобы куколка ожила и вошла в этот ненастоящий домик. И каждый ребенок сам дорисовывает картинку, которую видит, фантазирует. Порой они так верят в происходящее на сцене, что страшно становится. Плачут, пугаясь плохого персонажа, или, наоборот, злятся на него и требуют «зарезать». Тут мы объясняем, что, например, Лису, которая обманула Медведя, не нужно убивать – лучше ее поставить в угол. И дети сразу же соглашаются, что надо быть человечнее. – Взрослым тоже было бы полезно почаще бывать в Театре кукол… – Воспитывать или перевоспитывать их – не наша задача, но здесь взрослые снова становятся детьми, забывают все невзгоды, переосмысливают себя. Ведь в каждой детской сказке заложен глубокий смысл. Часто к нам, актерам, после спектакля подходят родители или бабушки, благодарят и говорят, что отдохнули душой. Помню, как однажды мэр города Василь Шайхразиев делился впечатлениями: «Я смеялся, как десятилетний мальчишка, я был маленький Василь!» Не место – В этом году вы номинированы на звание лучшего актера города. В прошлом году им тоже стал представитель Театра кукол Дилюс Хузяхметов. Как вы думаете, получится повторить его результат? |
||
|
||
– У вас много главных ролей, и все ваши персонажи такие милые. Хочется иногда проявить характер? – В детстве папа меня часто называл одуванчиком. Вот одуванчиком я и выросла! Роста я маленького, и в театре в основном мне достаются роли хорошеньких девочек, зверушек, медвежат, зайчиков. Такие роли на меня хорошо ложатся, хотелось бы и мальчика сыграть, но пока не дают. У меня все персонажи любимые, но если брать последние спектакли, то мне очень дорог «В лесу родилась елочка», где я играю Снеговичка. Он такой же шебутной, с чертиками, как и я. Люблю характерные роли, когда можно побыть злым, дерзким, хитрым, поимпровизировать. Постановкам кукольного театра вообще присущ момент экспромта. Игорь Клюев в этом плане у нас самый фантазийный актер. – Вы бывали в разных кукольных театрах. Никогда не возникало желания перебраться туда, где условия получше? – Пожалуй, челнинский театр я ни на какой другой не променяю. Здесь создана удивительная атмосфера. Единственное, меня не очень радует, что у театра нет собственного здания. Место для него вроде бы нашли, но до начала строительства еще далеко. Сначала должны решить «жилищные» проблемы Казанского государственного театра «Экият», потом только очередь дойдет до нас. Но мы не унываем. Путешествуя по кукольным театрам страны, я часто замечала, что и здания у них шикарные, красивые, современные, но нет той теплой домашней атмосферы, которая есть у нас. В конечном счете, не место красит человека, а человек место. |