В какой-то момент разговора этот человек напомнил мне героя Евгения Леонова из «Джентльменов удачи». Причем из первых эпизодов фильма, где заведующий детским садом виртуозным воспитательным приемом уговаривает детей съесть всю кашу. |
||
«Актеры похожи на кукол, знаете, как собаки |
||
Игорь Клюев – режиссер Набережночелнинского театра кукол – легко мог бы стать детским психологом, педагогом, воспитателем. В своей работе он невольно сочетает все эти и многие другие профессии. Режиссер поделился с журналистом «Недели» своими мыслями о театре кукол, современных детях, сказкотерапии и многом другом.
«Голубые вагоны» устарели – Мне всегда было легко контактировать со зрителем, возможно, потому, что класса до шестого будущую профессию я выбирал только из двух вариантов: воспитатель детского сада или заведующий, – рассказывает Игорь Юрьевич. – Мама была воспитателем, поэтому большая часть моего детства прошла в детском саду. Из школы я бежал к ней на работу, играл с детьми на площадке, развлекал их. Позже еще одно семейное обстоятельство помогло в работе: я поздно женился, дети появились в зрелом возрасте, к этому времени я успел что-то накопить внутри себя. И сегодня спектакли ставлю, прежде всего, для своих сыновей: старшему – 13 лет, младшему – 7. На детях и их друзьях проверяю реакцию на спектакли. Правда, в последнее время старший сын начал считать себя слишком взрослым… Я хорошо знаю, в какие игры они играют, какая музыка им нравится. Мы со своими «голубыми вагонами» безнадежно устарели, сегодня они напевают «Малинки», «Малинки», такие вечеринки», «арам-зам-зам». «Красная Шапочка и Тамагочи»?! – Взрослые нередко просят ставить для детей известные сказки. Понятно, что в репертуаре театра должны быть классические темы, которые прошли испытание временем. Проблемы, затронутые в них, были интересны сто лет назад и через сто лет также будут актуальны. Один автор как-то предложил мне пьесу под названием «Красная Шапочка и Тамагочи», но я отказался. Понятно, что надо чувствовать веяние времени, которое вынуждает нас идти в коммерцию. Мало поставить спектакль, надо еще его продать. Сравните фильмы Тарковского и Гайдая: последние коммерчески успешные, но не пустые же. Знаете, хочется быть востребованным и нести в то же время художественную ценность. Все спектакли можно поделить на три вида: программные, фестивальные (конкурсные) и для зарабатывания денег. Среди последних, например, тот же ширменный «Колобок»: мы уверены, что все детсады с удовольствием его посмотрят. Но это не значит, что он будет сделан «тяп-ляп», напротив, должного качества. Фестивальный должен занять какое-то место. Это, как правило, экспериментальные спектакли, например, «Загадки курочки Рябы». Такие постановки очень любят критики, но к ним достаточно прохладно относятся зрители. Мы рискуем, и бывает, что попадаем. Программные спектакли – это отдушина для театра, именно они делаются для зрителя и для нашего собственного роста. Шестимесячный зритель – Изначально театр кукол создавался для взрослых. Петрушка из-за ширмы на ярмарках «бил» тех, кого народ мечтал, но не мог побить в реальной жизни. Безусловно, он нес положительный заряд. Как правило, первая ярмарочная часть собирала всех желающих, позже за отдельную плату в отдельной избе только для взрослых показывали женитьбу Петрушки – это был некий порнографический спектакль с участием Петрушки и Матрены… За свою богатую историю театр кукол трансформировался много раз.
|
||
|
||
Детям нужен экшн? – В сказкотерапию я, конечно, верю, иначе не работал бы здесь. Театр – это не то место, где зарабатывают деньги. Если хотите, мы трудимся за идею, верим, что можно что-то изменить в детях, если не исправить, то хотя бы сохранить что-то светлое. Ведь телевидение убивает это светлое и доброе. Даже если в них нет насилия, тогда на первый план выходит философия наживы. Дети стали другими, изменился ритм жизни, изменились подача и восприятие информации. Все слышали о клиповом сознании. Знаете, мне сегодня тяжеловато смотреть старые созерцательные фильмы, хотя понимаю, что представлена высокопрофессиональная работа оператора. А детям тем более нужны экшн, динамика, современная музыка. Скоро на фестиваль в Винницу мы повезем спектакль «Муха-цокотуха». Это моя попытка создать современный по темпу, способу звучания, существованию на сцене спектакль. Время меняется, и театры должны меняться. Про деньги, которых много не бывает – Я начал привыкать к тому, что у Набережночелнинского театра кукол нет своего здания. Мы ездим на фестивали в разные города и видим, что одни театры размещаются почти во дворцах, другие ютятся по углам. У нас, получается, что-то среднее. Но однажды мне вдруг стало стыдно… за город, в котором строятся огромные торговые центры, кинозалы, а театры не имеют зданий, предназначенных для того, чтобы показывать спектакли. Благотворителям мы рады, если желание помогать идет от сердца, а не по указке сверху. Нельзя насильно заставить любить. Когда бывают финансовые трудности, мы идем по-другому пути: вот, например, недавно выиграли грант и получили один миллион рублей на постановку спектакля. И все-таки нам грех жаловаться, мы государственный театр, не муниципальный, денежки к нам спускаются. Правда, средства выделяются постатейно. Например, нам необходим бензин, а денег нет, с другой статьи не снимешь. А в следующем месяце бензина хоть залейся, а мы никуда не ездим… В зрительном зале сидели куклы… – Актеры похожи на кукол, знаете, как собаки со временем становятся похожи на своих хозяев. Начинаю работать с куклой, изучаю ее, например, у этого кота губа вытянута вперед, значит, он может немножко шепелявить, но басить по характеру не должен. Мы бываем похожи на этот персонаж в данный момент игры. Знаете, мистика не мистика, но куклы знают своего хозяина и не терпят измен. Я играл спектакль «Жил-был Геракл». Кукла у меня была сложная, ростовая, и когда ввели второй состав, что-то с ней стало происходить: вроде ниточки все на месте, все как всегда, но я начинаю спектакль, а кукла меня не слушается. Мстит или не мстит – не знаю, но актеры из-за этого не любят вторые составы. Одно дело, когда ты отыграл и ушел, пришел следующий хозяин, кукла «привыкает» и воспринимает только его. Однажды в День театра (тогда еще не было Дня кукольника, он появился только в 2003 году) я предложил актерам сыграть спектакль для кукол. Одни восприняли это как шутку, другие, кто опытнее и мудрее, как PR-акцию. Здорово, сказали они, это попадет в газеты, войдет в историю. А для меня это был акт благодарности тем куклам, которые меня не подводили, обмен энергетикой, если хотите. Я играл на полном серьезе. И, знаете, с куклами потом было намного приятнее работать, может быть, это самовнушение. Ведь без «включения» это просто кусок дерева, папье-маше. |
||
Лидия БЕЛОУСОВА |