«КУКЛЫ НЕ ПРОЩАЮТ ИЗМЕН…»

В какой-то момент разговора этот человек напомнил мне героя Евгения Леонова из «Джентльменов удачи». Причем из первых эпизодов фильма, где заведующий детским садом виртуозным воспитательным приемом уговаривает детей съесть всю кашу.

«Актеры похожи на кукол, знаете, как собаки
со временем становятся похожи на своих хозяев»

Игорь Клюев – режиссер Набережночелнинского театра кукол – легко мог бы стать детским психологом, педагогом, воспитателем. В своей работе он невольно сочетает все эти и многие другие профессии. Режиссер поделился с журналистом «Недели» своими мыслями о театре кукол, современных детях, сказкотерапии и многом другом.

«Голубые вагоны» устарели

– Мне всегда было легко контактировать со зрителем, возможно, потому, что класса до шестого будущую профессию я выбирал только из двух вариантов: воспитатель детского сада или заведующий, – рассказывает Игорь Юрьевич. – Мама была воспитателем, поэтому большая часть моего детства прошла в детском саду. Из школы я бежал к ней на работу, играл с детьми на площадке, развлекал их.

Позже еще одно семейное обстоятельство помогло в работе: я поздно женился, дети появились в зрелом возрасте, к этому времени я успел что-то накопить внутри себя. И сегодня спектакли ставлю, прежде всего, для своих сыновей: старшему – 13 лет, младшему – 7. На детях и их друзьях проверяю реакцию на спектакли. Правда, в последнее время старший сын начал считать себя слишком взрослым…

Я хорошо знаю, в какие игры они играют, какая музыка им нравится. Мы со своими «голубыми вагонами» безнадежно устарели, сегодня они напевают «Малинки», «Малинки», такие вечеринки», «арам-зам-зам».

«Красная Шапочка и Тамагочи»?!

– Взрослые нередко просят ставить для детей известные сказки. Понятно, что в репертуаре театра должны быть классические темы, которые прошли испытание временем. Проблемы, затронутые в них, были интересны сто лет назад и через сто лет также будут актуальны. Один автор как-то предложил мне пьесу под названием «Красная Шапочка и Тамагочи», но я отказался. Понятно, что надо чувствовать веяние времени, которое вынуждает нас идти в коммерцию. Мало поставить спектакль, надо еще его продать. Сравните фильмы Тарковского и Гайдая: последние коммерчески успешные, но не пустые же. Знаете, хочется быть востребованным и нести в то же время художественную ценность.

Все спектакли можно поделить на три вида: программные, фестивальные (конкурсные) и для зарабатывания денег. Среди последних, например, тот же ширменный «Колобок»: мы уверены, что все детсады с удовольствием его посмотрят. Но это не значит, что он будет сделан «тяп-ляп», напротив, должного качества.

Фестивальный должен занять какое-то место. Это, как правило, экспериментальные спектакли, например, «Загадки курочки Рябы». Такие постановки очень любят критики, но к ним достаточно прохладно относятся зрители. Мы рискуем, и бывает, что попадаем.

Программные спектакли – это отдушина для театра, именно они делаются для зрителя и для нашего собственного роста.

Шестимесячный зритель

– Изначально театр кукол создавался для взрослых. Петрушка из-за ширмы на ярмарках «бил» тех, кого народ мечтал, но не мог побить в реальной жизни. Безусловно, он нес положительный заряд. Как правило, первая ярмарочная часть собирала всех желающих, позже за отдельную плату в отдельной избе только для взрослых показывали женитьбу Петрушки – это был некий порнографический спектакль с участием Петрушки и Матрены… За свою богатую историю театр кукол трансформировался много раз.

 

Современный же стал театром для семейного просмотра. Спектакль должен быть интересен не только двухлетнему ребенку, но и его братьям-сестрам, родителям, бабушкам и дедушкам. Что касается ограничений по возрасту: как бы мы ни воевали, какие бы таблички ни вешали, что психологи не рекомендуют приводить детей младше трех-четырех лет, но рекорд нашего театра – шестимесячный зритель! «Ну куда вы с ним?» – недоумеваем мы. А в ответ: «Пусть просто посидит…»

Сначала я бунтовал, а потом успокоился. Видимо, люди пытаются ввести детей в особую атмосферу театра, все-таки у мам хорошее чутье. В Екатеринбурге, например, ставят спектакли для детей, начиная с девяти месяцев. Это особая работа, но не менее интересная. Такой зритель далек от психологии взаимоотношений, ему главное понять: где зайчик, а где лисичка. Когда у нас будет новое здание, мы планируем сделать отдельный зрительный зал для таких вот экспериментальных проектов.

Детям нужен экшн?

– В сказкотерапию я, конечно, верю, иначе не работал бы здесь. Театр – это не то место, где зарабатывают деньги. Если хотите, мы трудимся за идею, верим, что можно что-то изменить в детях, если не исправить, то хотя бы сохранить что-то светлое. Ведь телевидение убивает это светлое и доброе. Даже если в них нет насилия, тогда на первый план выходит философия наживы.

Дети стали другими, изменился ритм жизни, изменились подача и восприятие информации. Все слышали о клиповом сознании. Знаете, мне сегодня тяжеловато смотреть старые созерцательные фильмы, хотя понимаю, что представлена высокопрофессиональная работа оператора. А детям тем более нужны экшн, динамика, современная музыка. Скоро на фестиваль в Винницу мы повезем спектакль «Муха-цокотуха». Это моя попытка создать современный по темпу, способу звучания, существованию на сцене спектакль. Время меняется, и театры должны меняться.

Про деньги, которых много не бывает

– Я начал привыкать к тому, что у Набережночелнинского театра кукол нет своего здания. Мы ездим на фестивали в разные города и видим, что одни театры размещаются почти во дворцах, другие ютятся по углам. У нас, получается, что-то среднее. Но однажды мне вдруг стало стыдно… за город, в котором строятся огромные торговые центры, кинозалы, а театры не имеют зданий, предназначенных для того, чтобы показывать спектакли.

Благотворителям мы рады, если желание помогать идет от сердца, а не по указке сверху.

Нельзя насильно заставить любить. Когда бывают финансовые трудности, мы идем по-другому пути: вот, например, недавно выиграли грант и получили один миллион рублей на постановку спектакля. И все-таки нам грех жаловаться, мы государственный театр, не муниципальный, денежки к нам спускаются. Правда, средства выделяются постатейно. Например, нам необходим бензин, а денег нет, с другой статьи не снимешь. А в следующем месяце бензина хоть залейся, а мы никуда не ездим…

В зрительном зале сидели куклы…

– Актеры похожи на кукол, знаете, как собаки со временем становятся похожи на своих хозяев. Начинаю работать с куклой, изучаю ее, например, у этого кота губа вытянута вперед, значит, он может немножко шепелявить, но басить по характеру не должен. Мы бываем похожи на этот персонаж в данный момент игры.

Знаете, мистика не мистика, но куклы знают своего хозяина и не терпят измен. Я играл спектакль «Жил-был Геракл». Кукла у меня была сложная, ростовая, и когда ввели второй состав, что-то с ней стало происходить: вроде ниточки все на месте, все как всегда, но я начинаю спектакль, а кукла меня не слушается. Мстит или не мстит – не знаю, но актеры из-за этого не любят вторые составы. Одно дело, когда ты отыграл и ушел, пришел следующий хозяин, кукла «привыкает» и воспринимает только его.

Однажды в День театра (тогда еще не было Дня кукольника, он появился только в 2003 году) я предложил актерам сыграть спектакль для кукол. Одни восприняли это как шутку, другие, кто опытнее и мудрее, как PR-акцию. Здорово, сказали они, это попадет в газеты, войдет в историю. А для меня это был акт благодарности тем куклам, которые меня не подводили, обмен энергетикой, если хотите. Я играл на полном серьезе. И, знаете, с куклами потом было намного приятнее работать, может быть, это самовнушение. Ведь без «включения» это просто кусок дерева, папье-маше.

 

Лидия БЕЛОУСОВА

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*