Каждое интервью «Недели» с генеральным директором ЗАО «Челныводоканал» Уелом Хусаиновым – это как минимум пара-тройка свежих новостей и… удовольствие от общения с интересным собеседником. |
||
|
||
Уроки – Уел Галимович, давайте начнем с самого волнующего на сегодня горожан вопроса – предстоящего паводка. Есть ли повод для тревоги? – В этом году «снежный вопрос» вызывает озабоченность у всех организаций, имеющих отношение к пропуску талых вод. В том числе и у «Челныводоканала». Для нас нынешняя весна станет серьезной проверкой на прочность. Вот уже который раз природа-матушка преподает нам урок: никогда нельзя надеяться на авось, особенно если дело касается инженерной инфраструктуры! Она требует постоянного внимания и, между прочим, вложений. А у нас в 2010-м ливневые коллекторы просто не эксплуатировались. Могу сказать одно: тот факт, что в Набережных Челнах до сих пор нет законченной схемы ливневой канализации, – это позор. Если в Новом городе есть хотя бы 240 километров коллекторов, то в старом – всего 24. Поэтому, чего скрывать, вопрос с талыми водами стоит остро. Конечно, «Челныводоканал» сделает все возможное, чтобы пропустить воды и воспрепятствовать подтоплению улиц, но мы же не всесильны! Ну что, устраивает вас такой ответ? – Как жительницу города – нет, не устраивает. – Ливневая канализация – это пасынок нашего города. Два года назад мне стоило больших трудов убедить челнинский исполком в том, что это очень сложное инженерное сооружение нужно содержать. А ведь до 2009 года ни копейки из бюджета города на нее не выделялось! Наконец, с большими трудностями удалось выбить 3 млн. рублей. Из них своевременно мы получили только 1 млн., оставшиеся деньги нам заплатили с большим опозданием. В прошлом году – опять «нет средств». Так что радостного в этом вопросе очень мало. Если не сказать, что нет совсем. Подземная «революция» – Давайте тогда о радостном. В прошлом году в ЗАО «Челныводоканал» была смонтирована система установок по ультрафиолетовому обеззараживанию воды. Однако при всех неоспоримых ее достоинствах так называемым «эффектом последействия» она не обладает, очищая воду одномоментно. Значит ли это, что от хлора мы в ближайшее время не уйдем? |
||
|
||
– Вопрос чистоты воды, которую мы потребляем, всегда оставался актуальным. На «Челныводоканале» ее проверяют по 81 показателю. Сравниваете ли вы нашу воду с водой в других городах? – По республике наша вода – на первом месте. Что касается Приволжского федерального округа, то и там мы в числе лучших. Причем надо учитывать тот факт, что, выйдя с нашей станции очистки, вода 100-процентно соответствует всем российским санитарно-гигиеническим нормам. Другое дело, что потом она попадает в распределительную сеть, или трубопровод – и вот там начинаются проблемы… Когда ЗАО «Челныводоканал» взяло в эксплуатацию водопроводные сети Нового города – а было это 10 лет назад, – стало очевидно: гарантировать качество воды в наших домах нереально, если не привести в порядок трубы. И мы поставили себе задачу: обновить все. – Задача колоссальная, учитывая их износ… – Она колоссальна и по затратам. В 2002–2003 годах мы попытались менять трубы на новые, но это стоит огромных денег, которых ни у «Челныводоканала», ни у города не было. Мы нашли дешевый метод. Это бестраншейная технология и санация трубопровода. Что это такое? Мы не вытаскиваем трубы из траншеи, а отключаем отдельные участки, прочищаем внутреннюю поверхность до металлического блеска и при помощи специального оборудования наносим цементно-песчаный состав. Такая труба будет служить еще 30-50 лет, а стоимость ее обновления составляет 30-40% от новой. По Новому городу мы прошли больше половины пути: обновлено приблизительно 56% труб – такого результата нет ни в одном крупном городе России. Сети старой части мы обслуживаем всего два с половиной года, но за это время обновили уже четверть. В целом же ежегодно мы ремонтируем более 30 километров сетей. Частично кладем новые трубы, применяя уже не стальные, а гораздо более долговечные полиэтиленовые. К этому надо добавить, что наш город стал победителем во Всероссийском конкурсе по качеству проведения реформы ЖКХ и получит грант Всемирного банка в размере 25 млн. долларов. Средства этого гранта будут направляться на восстановление водопроводных и частично канализационных сетей города. Это позволит нам приблизить срок полного обновления. По нашим подсчетам, это 2018 год. Наверное, только специалисты могут оценить масштабы этой подземной «революции»… Впрочем, мы и без гранта обновляем около 7% общей протяженности городских сетей в год. Другие города мечтают о 1,5-2%. |
||
|
||
Зачем платить больше?.. – В прошлом году в связи с потерей прежних объемов «Челныводоканал» решился на непопулярную меру – повышение тарифов. Отразилось ли это на собираемости платежей? – Если говорить о населении, уровень собираемости платежей даже несколько выше, чем в прошлом году. Не забывайте и о том, что установка приборов учета заставляет людей считать деньги и дает возможности для экономии. То есть «Челныводоканал» получает оплату только за фактически оказанную услугу: на вводе в каждый дом стоит прибор учета, сколько воды мы поставили – ровно за столько и выставляем счета. Во многих городах население продолжает платить по нормативам. Понятно, рост тарифов приводит к пропорциональному росту платежей. А у нас нет! Например, по итогам 2010 года, сумма платежей, предъявленная ГРЦ за услуги водоснабжения и канализации, была на 25 млн. рублей меньше, чем в 2009-м. – Люди экономят. – Конечно! Теперь они более бережно тратят воду. Во многом этому способствовало и то, что управляющие компании отремонтировали внутридомовые сети и уменьшили потери. Раньше плата за воду, сочившуюся из труб в подвалах, распределялась между жильцами. А сегодня подвалы у нас сухие. Как видите, сбережение идет со всех сторон: и люди начали следить, чтобы не текли краны и исправно работали сливные бачки, и управляющие компании, и мы. В Набережных Челнах осталось около 20% квартир без приборов учета. Задача – охватить всех. Заставить мы, конечно, не можем, но настоятельно рекомендуем позаботиться о счетчиках. Система начисления платежей за коммунальные услуги такова, что вся разница между показаниями общедомовых и квартирных приборов учета теперь ложится на плечи «нормативщиков». Суммы огромные… |
||
|
||
Соцпрограммы возобновляются – Уел Галимович, в прошлом году в интервью «Неделе» вы сказали, что в связи с кризисом, разразившимся в 2008–2009 годах, на «Челныводоканале» вынуждены были свернуть некоторые социальные программы. Кризис для вас закончился? – Мы работаем в соответствии с корпоративной политикой «КАМАЗа». Буквально две недели назад прошла колдоговорная конференция компании, на которой было четко сказано: все приостановленные социальные программы возобновляются. Единственное, размер социальных выплат теперь несколько ниже, чем раньше. Моя позиция такова: надо делать так, чтобы у людей была возможность зарабатывать. Поэтому мы работаем над тем, чтобы повышать производительность труда и за счет этого увеличивать зарплату. Не скрою, есть проблемы: на предприятии еще достаточное количество сотрудников, получающих немного. Задача стоит такая, чтобы на «Челныводоканале» не осталось работников, которым бы начислялось менее 10 тысяч рублей. В этом году мы должны ее решить. |
||
На правах рекламы |
27.03.2011 в 15:02
Ох, как хотелось бы верить! Обновляются трубы… Может действительно обновляются, а может только средства осваиваются. Гигантские средства. В домах жители ещё как-то могут проверить ремонт, а как проверить эту песчано-бетонную обновку труб? Когда-нибудь кто-то неведомственный проверял?
Меня почему-то терзают смутные сомнения…