«ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ» НЕ СОГЛАСНЫ С «ВЕРХАМИ»

Более 100 индивидуальных предпринимателей собрались во вторник в актовом зале Торгово-промышленной палаты Набережных Челнов для обсуждения двух постановлений исполкома города – о запрете продажи пива в подземных переходах и на остановках города.

 

 

Предложение рождает спрос?

Данные постановления, принятые 31 мая и 1 июня, были мотивированы высоким уровнем пивного алкоголизма в Набережных Челнах. Однако решение данной проблемы, выбранное город-скими властями, малый бизнес встретил протестом, а законность постановлений поставил под сомнение. Официальными письмами от ТПП – организации, защищающей права и интересы предпринимателей – бизнесмены пригласили на встречу представителей прокуратуры и администрации города. Дискуссия оказалась горячей.

Саму целесообразность запрета на продажу пива в контексте борьбы с алкоголизмом предприниматели не восприняли всерьез. Как на деревенском собрании, мнения звучали с мест:

– Если люди пьют, при чем тут продажа алкоголя? В России падает рождаемость – давайте запретим продажу презервативов!

– Кто допустил, чтобы все по улицам с пивом ходили? Почему мы должны расплачиваться? Запретили продавать – и что, решили проблему? Хотите убрать пиво из общественных мест – организуйте специальные. Нам, что ли, приятно, что рядом с нами в подземках пиво распивают?! Нас закроете – будут в магазинах покупать и в подземки спускаться пить. Куда еще-то?

– Мэр говорит: вот, мол, идет человек с остановки, увидел пиво, взял бутылку на сейчас, вторую – с собой. Мы, значит, спаиваем народ. А разве каждый день этот человек не ходит в магазин за хлебом и молоком?! И вот тебе пиво, а вот – водка. Перекрыть кислород нам – значит просто-напросто лоббировать интересы предпринимателей покрупнее, владельцев гипермаркетов.

С поличным

 

На эти доводы начальник управления потребительского рынка и услуг города Раиса Султанова отвечала упреком:

– Вы ведь, в отличие от магазинов, даже закон не соблюдаете! Вчера зафиксирована продажа пива несовершеннолетнему лицу на остановке «Райисполком».

 

Аргумент не для всех оказался сюрпризом – один из предпринимателей сказал, что пиво продал его сын:

– Я сам был свидетелем. Парня-покупателя никак нельзя было принять за несовершеннолетнего. Я выяснил его фамилию и сфотографировал. Выложу фото в Интернет – пусть народ сам решает по его виду, есть ему 18 или нет. Все эти козыри из рукава уже не влияют на общественное мнение, сейчас все прозрачно.

– Да это обычное дело! Подходит «девочка»: 140 кг, 43-й размер ноги, рост – 1,85 метра. Оказывается, ей 16 лет. С поличным только на таких подставах и ловят! Кто из нас поддерживает продажу пива несовершеннолетним? Наказывайте! Есть же полиция – так обеспечивайте законность, никто возмущаться не будет.

Запятая в законе

Не только эмоциями крыли и сами предприниматели. Приглашения на встречу они подкрепили цитатами из Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе». Впрочем, увидеть оппонента в лице заместителя прокурора Набережных Челнов Венеры Рамазановой инициаторы диспута не ожидали. Первым делом Венера Кутдусовна подчеркнула свою позицию: невмешательство, исключительно правовая оценка постановления руководителя исполкома:

– Закон, на который вы ссылаетесь, принят еще в 2005 году. Вы указываете на статью вторую, в которой говорится, что пиво нельзя продавать в детских, образовательных и медицинских организациях, в общественном транспорте, в организациях культуры и спортивных сооружениях, и – несовершеннолетним. Но есть статья третья, и она гласит: «Органы местного самоуправления с учетом положений данного закона и в порядке, устанавливаемом субъектами Российской Федерации, определяют места общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа (в том числе розлив) и потребление пива и напитков на его основе на территории соответствующих муниципальных образований».

Затем, во исполнение данного закона, хотя и с пятилетним опозданием, было издано еще и постановление Кабмина РТ №867, которое предлагает органам местного самоуправления самостоятельно определять перечень мест общепита, в которых запрещены розничная продажа и употребление пива. Данным постановлением регламентирован порядок определения таких мест. В соответствии с перечисленными документами были изданы уже местные постановления, касающиеся подземных переходов и остановок. Они не противоречат федеральному закону.

Приравнивание подземных и остановочных киосков с жвачками и пивом к пунктам общественного питания возмутило их владельцев. Они немедленно потребовали определения пунктов общепита. Венера Рамазанова оказалась готова к вопросу:

– Понятие предприятия общественного питания дается в постановлении Госстандарта РФ от
21 февраля 1994 года №251. Зачитываю: «Предприятие общественного питания – это предприятие, предназначенное для производ-ства кулинарной продукции, мучных, кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления».

Трудно сказать, что именно вызвало последовавшие за определением аплодисменты – то ли интерпретация показалась слушателям забавной, то ли они решили, что зачитанное определение снимает вопрос в их пользу.

– Ну, раз у нас не общепит… – начал было кто-то, но зампрокурора поспешила разочаровать аудиторию:

– Вы занимаетесь реализацией.

– Но там же сказано о производстве и продаже! О столовых!

– Нет – отдельно производство, отдельно – реализация. Там запятая стоит.

Как понимать предложенное определение предприятия общепита, каждый рассудит в меру своих способностей.

 

КОНФЛИКТ НЕ ИСЧЕРПАН
В четверг по вопросу запрета на продажу пива прошло еще две встречи.
Предприниматели пообщались с руководителем исполкома Фархадом Латыповым. По словам ее участников, встреча не принесла результатов: сити-менеджер предложил создать еще одну инициативную группу для встречи с мэром города и выработки компромиссного решения.
Проблема была поднята журналистами и на пресс-конференции в прокуратуре города. Ключевой вопрос касался пресловутого определения общепита: «Если киоск перестанет торговать печеньем, можно ли его закрыть по постановлению?». Из ответа работников прокуратуры можно было понять, что никто из предпринимателей пока не обращался с претензиями, в которых бы говорилось: ко мне применяются санкции по конфликтным постановлениям, но мое предприятие не является предприятием общепита, поскольку я не торгую кулинарией.
Судя по всему, это дело времени. Но перспективы предпринимателей в любом случае не радужны: им, вероятно, придется выбирать – торговать ли кулинарной продукцией, или же пивом, либо регистрировать под продукты отдельное ИП.

 

Они сказали
«до свидания»

По словам одного из активистов дискуссии от малого бизнеса Эдуарда Ямченко, их протест поддержали около 500 заинтересованных лиц (в исполкоме мы уточнили: по официальному списку под действие постановления подпадает 130 киосков. Ямченко учитывает владельцев, продавцов, службы доставки). Считая их семьи, подчеркнул он, как минимум 1,5 тысячи человек остаются без средств к существованию:

– Чтобы выжить, эти люди трудятся по 12-15 часов в сутки, потому что их заработок с 1998 года и без того упал в 2,5 раза. Мы работаем в «подземелье», где нет никаких условий, содержим эти общественные подземки. Но нас и под землей достали! Сейчас мы все вылезем оттуда на свет божий – и что вы нам предлагаете? Если вопрос ставится таким образом: берут и закрывают, лишая нас рабочих мест, нами же созданных для себя и для других, то где компенсация? Платите тогда и вы всем, кто не захочет вместо пива валенками летом торговать! По рыночной цене: если бизнес стоил полмиллиона – будьте любезны, выдайте!

Встреча не расставила точки над «i», ведь авторов постановлений на ней не было. Итогом прений стало логичное решение: дискуссию перенесут в мэрию города. А пока на любые попытки препятствовать торговле предприниматели будут отвечать как на незаконные, даже людям в форме. В этом прокуратура бизнесменов поддержала («если что, пишите заявления», – сказала Венера Рамазанова), так как и уведомление о грядущем расторжении договоров аренды предлагает им распродать остатки до 25 июня – это если по-хорошему.

Будем стоять – идти-то некуда

Эдуард Ямченко представит на встрече с Василем Шайхразиевым коллектив предпринимателей подземки на остановке «Универсам».

– Эдуард, что скажете по поводу приравнивания ларьков к общепиту?

– У меня образование, как у Рустама Минниханова, – мы один институт заканчивали. Так что я –
дипломированный экономист и практик в сфере продовольственной торговли. И первый раз слышу, будто общественное питание и розница – это одно и то же. Мы все прекрасно понимаем, что пункт общепита – это место, где человек кушает, как минимум там есть стол, умывальник, туалет. Мы стали свидетелями игры слов. Я обязательно перед встречей с мэром пересмотрю все определения и их озвучу.

– Как вы считаете, на уровень алкоголизма такая мера может повлиять?

– Молодые пьют не из-за того, что у них пиво перед глазами, а от нечего делать. Как прозвучало сегодня из зала, были бы недорогие фитнес-клубы, бесплатные спортивные секции, столько бы не пили.

– Если с 25 июня запрет вступит в силу, что будете делать?

– Мы будем работать, искать способы защиты – у нас выбора нет. Придет полиция – будем стоять. Сейчас, если индивидуальный предприниматель зарабатывает без пива 20 тысяч рублей, то он их отдает на аренду, электричество, налоги, зарплату. А пиво дает ему, грубо говоря, еще
20 тысяч, на которые он и живет.

– Если бы вам предложили компенсацию за сворачивание бизнеса, такое решение могло бы удовлетворить всех?

– Нет, конечно. Компенсация – вопрос принципа, но реально она никому не нужна. Нужна стабильная работа. Многие из нас трудятся уже по 20 лет. Это же сплошь и рядом учителя и врачи, которым в 90-е годы не давали зарплату. Свою прежнюю квалификацию они давно потеряли, им возвращаться некуда…

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

2 Комментария

  1. Поскорей бы убрали эти киоски с пивом — надоело смотреть как несовершенолетним пиво продают.

  2. Первая проблема пиво, а следующая — весь город, туалет

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*