КТО ВЫ, ДОКТОР ЙОРГА?

Недавно в Набережных Челнах побывал исполнительный председатель международной Федерации традиционного фудокан каратэ-до WTESKA (он же –
основатель этого стиля единоборства и первый чемпион Европы в нем), преподаватель Белградского университета, доктор медицинских наук, профессор Илия Йорга. Несмотря на то, что это уже его девятый приезд в наш город, во время встречи хотелось приоткрыть неизвестные доселе страницы из интересной биографии этого знаменитого человека.

 

«Можно сказать,
что я и ученый,
и один из главных
специалистов каратэ»

 

Скажите, кто дерзнет, к примеру, учить шведов делать автомобили надежнее, чем они, голландцев – по собственной и более совершенной технологии выращивать новые сорта тюльпанов или усовершенствовать для испанцев корриду? А вот серб Илия Йорга не побоялся вникнуть в вековые традиции японских каратистов, изнутри «подорвать» основы этого национального боевого искусства и заставить «играть» по новым правилам и родоначальников этого единоборства, и спортсменов остального мира.

В чужой монастырь…
со своим уставом

– Господин Йорга, вопреки известной поговорке о том, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят, как вы все же отважились вторгнуться в святая святых этого японского вида единоборств?

– Ну, я не бесцеремонно ворвался в японское каратэ, прежде всего моими учителями были трое известных и ярких борцов-специалистов из этой страны. Это – без всяких преувеличений – жестокий и требовательный Тецуо Мураками, который дважды никогда не объяснял и не показывал приемы борьбы своим ученикам, а если они с первого раза не усваивали урок, то попросту бил их. К счастью, я был одним из любимых его учеников и такой участи избежал. Второй – Тайджи Казе – основательно заложил во мне искусство кумитэ. Третьим стал один из основателей японского каратэ Хиде Мисияма. Он обучил меня этике взаимоотношений, а главное – соперничеству в будо.

– Так что же именно вас не устраивало в каратэ?

– Не только меня не устраивало, но и того же сэнсея Казе. Карате в чисто японском варианте – жесткий, травматичный вид спорта. Однако время его боевого предназначения с годами ушло в прошлое. Поэтому, какой смысл было сохранять его «кровавую» сущность и в дальнейшем? Другими словами, зачем сейчас заражать этим видом единоборств сотни и тысячи детей, изначально обрекая многих на увечья?

Так что как медик я и хотел внести в него такие элементы соперничества, которые бы свели к минимуму травмы. Ведь чего греха таить, многие японские ветераны каратэ доживают свой век, мучаясь от неизлечимых травм. Кстати, такого же мнения был и Казе, считавший, что борцы стиля фудокан должны учиться побеждать на татами не любой ценой, а красотой приемов.

– И как же восприняли ваш новый стиль японцы?

– С плохо скрываемым скептицизмом и ревностью. Им трудно было примириться с мыслью о том, что новый стиль разработал белый человек, то есть европеец. Однако Денто Фудокан каратэ сразу был признан в Европе, в мире, а потом – и в самой родоначальнице этого вида – Японии.

 

Как Йорга стюардессу спас
– Были ли в вашей жизни необычные ситуации?
– Конечно. В 1971 году в Лондоне я впервые выиграл звание чемпиона Европы. Финальный поединок с весьма высокорослым немцем Ханделем Хорстом был сложным и драматичным. К этому турниру он специально готовился в Японии у местных сэнсеев. В один из моментов я атаковал ногой, а он выставил локоть и травмировал меня. Мне сделали несколько обезболивающих уколов, чтобы я хотя бы смог закончить поединок. Хорст, видимо, в душе уже праздновал победу, но в один из моментов мне удалось провести прием и сравнять счет, а потом довести бой до победы. С загипсованной ногой меня «загружают» в самолет. И, о чудо, лайнером управляет один из моих бывших учеников, обладатель коричневого пояса. На радостях от такой встречи он угощает меня виски.
– Однако, насколько мне известно, вы абсолютно непьющий человек.
– Да, ни до того, ни после спиртное я не употреблял. Но тогда был особый случай. Первая золотая медаль, загипсованная нога, да такая неожиданная встреча… В общем, выпил-то я всего рюмку, после чего и отключился в кресле. Прошла неделя, и я с большим сожалением узнаю, что в авиакатастрофе над островом Крк в Хорватии этот экипаж погиб. Но спустя несколько месяцев, во время очередного полета в самолете меня встречает – не верю своим глазам – улыбающаяся очаровательная блондинка «с того света», приносившая мне когда-то виски.
– Мистика какая-то, может, девушка, похожая на нее?
– Сам думал, что мистика, а произошло тогда вот что. Кто-то из пассажиров того лондонского рейса написал жалобу, что я целовал эту стюардессу. Наверное, так и было, зря же не напишут. В наказание девушку перевели в другой экипаж, тогда ведь к этому в соцстранах относились очень строго. И тот печальный, на первый взгляд, случай обернулся для нее благополучным исходом. Она так меня благодарила, даже назвала меня спасителем. Вот как бывает в жизни….

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*