Об особенностях работы российских средств массовой информации красноречиво говорят творческие биографии журналистов. Последние полгода профессиональные перипетии обозревателя «Огонька», теле- и радиоведущего Дмитрия Губина не раз занимали верхние строчки в рейтинге новостей. Конечно, речь не о федеральных СМИ, а Интернет-порталах. Об издержках цензуры, особенностях выживания некоторых российских СМИ журналист «Недели» спросил у лауреата премий журналов «Огонек» и Elle, обладателя «Золотого микрофона», номинанта «ТЭФИ» Дмитрия Губина. | ||
|
||
«Там, где местные издания контролируются губернаторами и мэрами, пресса вообще умерла»
|
||
Я нарушил неписаное правило – Дмитрий, в начале года вы вынуждены были покинуть государственную радиостанцию «Вести ФМ» после того, как «покусились» в прямом эфире на губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко и вместо конструктивной критики, по мнению вашего руководства, «ругались и оскорбляли» ее. Это единичный случай вашего противостояния с властью? – Тогда я нарушил неписаное правило: Матвиенко – креатура Путина, и, поднимая на нее не столько руку, сколько микрофон, должен был осознавать, на кого замахнулся. Кстати, я несколько раз был неугоден властям, и всегда это было связано с каналом ВГТРК. В 1999-м году я вел программу «Вести», и частью новостного выпуска было интервью с героем дня. В то время за контроль над телекомпанией шла борьба. Мне говорили, например, что ее мечтал заполучить Борис Березов-ский. И после пары моих шуточек по поводу объединения в Госдуме коммунистов с «медведями» по-следовала череда событий в стилистике первого стиха Нового Завета. Березов-ский позвонил Волошину, Волошин позвонил Лесину, Лесин позвонил Швыдкому, Швыдкой позвонил главреду «Вестей» Абакумову, который спросил меня, хорошо ли я себя чувствую. Я все правильно понял и отправился на больничный, а когда, так сказать, выздоровел, на ВГТРК пришла уже команда Добродеева, 98% прежних сотрудников уволили, и я по старой памяти отправился вести ток-шоу на «Радио России». А года через четыре выяснилось, что времена изменились кардинально, а я вопросы задаю в прежней манере. Мои друзья со мной откровенно маялись, пока не придумали отправить меня на полугодовую стажировку на Би-би-си в Лондон, где задавать острые вопросы не считается пороком. Думаю, все втайне надеялись, что из Англии я не вернусь. И когда вернулся, то понял, что на государственном радио мне места больше нет, – и ушел в глянец. (Дмитрий Губин был главным редактором мужского журнала FHM (For Him Magazine) – прим. ред.). Там нет – Чем принципиально отличалась ваша работа на Би-би-си? |
||
|
||
Но главное отличие в том, что на редакционную политику Би-би-си невозможно повлиять извне. Система блокировки от внешнего давления работает, как тормоза у лифтов в современных зданиях: заказной, пропагандистский или непроверенный материал обязательно будет заблокирован на каком-нибудь «этаже». У меня был анекдотический случай. Я записал интервью с Андреем Илларионовым, в ту пору он был советником президента Путина. В программе на интервью выделялось три минуты эфирного времени, но Илларионов настаивал, чтобы мы дали запись в полном объеме, а это 15 минут. Я сказал, что это невозможно, и услышал в ответ: позовите начальника! Я позвал, но моя непосредственная начальница, выслушав Илларионова, ответила, что устав Би-би-си отвергает всякое давление со стороны. Илларионов потребовал главного редактора, но тот, понятия не имевший о том, что без него происходило, повторил слово в слово: мы отвергаем любое давление. Тогда Илларионов потребовал присутствия на монтаже. В этом ему тоже было отказано все на тех же основаниях. А теперь представьте, каким был бы результат давления чиновника такого ранга, скажем, на «Маяк» или «Радио России»! Уж я-то знаю! Печатные СМИ – Вы можете подвести, скажем, десятилетний итог работы российских СМИ? – Мне кажется, что все новости на федеральных телеканалах сегодня стали похожи на советскую программу «Время». И зритель это хорошо понимает. Российские новостные программы вообще никуда не годятся с профессиональной точки зрения. Вы пробовали хоть раз выключить звук и оценить качество картинки или монтажа? Из телеэфиров исчезли политические дискуссии и прямые эфиры. Даже «Утро» на телеканале «Россия» идет в записи! На радио прямые эфиры еще остались, но сами радиостанции в музыкальном плане перешли на формат «ретро». Знаете, на окраине почти каждого города есть кафе с названием типа «Ландыш» или «Василек». Там время застыло на уровне первого курса кулинарного техникума. Так вот, наполнение наших замечательно отформатированных радиостанций – это меню того самого «Василька». Вот почему одно из самых приятных ощущений, когда приезжаешь в Европу, это когда включаешь радио и понимаешь, что еще не всюду музыка умерла. Что касается печатных СМИ, то здесь ситуация, мне кажется, не так печальна. Они сумели сохраниться, в России есть несколько профессиональных изданий, прежде всего, это деловые газеты: «Коммерсантъ», «Ведомости», «Деловой Петербург». У нас хорошая ситуация в глянцевых журналах, например, российские Esquire и GQ, считаю, одни из лучших в мире. А вот с региональной прессой все не так однозначно. Там, где местные издания контролируются губернаторами и мэрами, пресса вообще умерла. Причем, как только губернатора снимают с должности (а при Медведеве половину губернаторов поснимали), местные газеты не менее рьяно начинают лизать пятки новому начальнику. В то же время местная пресса, не подконтрольная региональной власти, может иметь куда большие тиражи, чем у федеральных изданий. И это не столько парадокс, сколько феномен региональной самостоятельности, когда люди хотят знать о том, что происходит под носом, в соседнем дворе. Кстати, я сам в Москве и Питере неизменно читаю газету «Мой район». |
||
|