На прошлой неделе канал «Россия» показал зрителям сериал о Федоре Достоевском. По мнению одной из крупнейших российских исследовательниц жизни и творчества великого русского писателя, литературоведа Людмилы Сараскиной, фильм изобилует таким количеством неправды, что на нее невозможно не реагировать. | ||
Это культурное преступление – Людмила Ивановна, в своей статье в «Литературной газете» вы подчеркнули, что сериал «Достоевский» изобилует вымыслами. Это сигнал кинематографистам, что в биографическом телефильме такое вообще неуместно? |
||
|
||
Это не разница между документальным и художественным фильмом – это разница в отношении к главному русскому писателю. Можно ли изображать его по-хамски, можно ли выдувать из его жизни мыльные пузыри? Думаю, нельзя, и надо этому противостоять, иначе мы утонем в этой грязной луже. На днях я получила по электронной почте письма от учителей, многих моих коллег, которые пишут, что хотя бы немного, но мной была восстановлена справедливость, а также от правнука Достоевского Дмитрия Андреевича, моего друга, который написал мне: «Спасибо, что отстояли!». Понимаете, Достоевский жил давно, сейчас у него нет вдовы, детей, и получается, что некому отстоять нашу культуру, и можно издеваться над ней, как угодно. За это, кстати, в цивилизованных странах в суд подают. И если люди культуры, истории и литературы не начнут отстаивать наших писателей и художников, мы пропали: нефть кончится, а Достоевский не кончится никогда, и такого рода вытаптывание писателя – это культурное преступление. – Откуда такое вольное отношение к русскому классику? – Вся тяга нынешней культуры сводится к бульварщине, культуры нет – есть досуг: развлечение, праздник, тусовка, фестиваль и вакханалия. Видимо, и авторы фильма решили, что если и сериал «Достоевский» превратить в досуг и показать, как он пристает к женщинам, какой он развратник, то это доставит зрителям большое удовольствие, отвлечет их от каких-то проблем. Хотя я думала, что такие святыни, как Пушкин, Достоевский, Толстой не будут «подниматься ногами», но ценности рухнули, и мы находимся в ситуации глубокого нравственного падения, и отсюда такой фильм, как «Достоевский». Его жизнь прекрасна, – Главный успех фильма (и в этом сходятся многие) – это очередная блестящая работа Евгения Миронова, сыгравшего в картине главную роль. Вы согласны? – Вообще, я очень переживаю за Евгения Миронова. Вспомните, какой у него был Мышкин в «Идиоте» Владимира Бортко: душа героя просто горела, и какое было счастье смотреть на экран, узнавая в Миронове князя Мышкина – его голос, его взгляд, его поведение, а главное – добро и любовь, которые исходили от Мышкина-Миронова. А кто герой Миронова в «Достоевском»? Раскаленный, страшный человек! За какие-то восемь лет после «Идиота» в нашем кинематографе случилась чудовищная эволюция. – Режиссер фильма Владимир Хотиненко говорил перед премьерой, что Достоевского-писателя знают все, а как человек он людям практически неизвестен. Понятно, что с его любовью к женщинам в сериале был перебор, но на что, прежде всего, нужно было делать упор в описании жизни писателя? – Да, кинематографисты хотели показать жизнь писателя – ну так покажите, но не врите! Для правды им практически ничего не нужно было делать, но они потратили время на неправду и клевету – это касается и экспедиции в Баден-Баден, и поездки в Кузнецк, где было венчание Достоевского с Марией Дмитриевной. Жизнь Достоевского не постыдна и не позорна – любая ее страница подлежит экранизации и инсценировке, биографическому описанию, летописному исследованию. Его жизнь прекрасна, хотя сложна и противоречива: Федор Михайлович действительно говорил о себе как о грешном, страстном человеке, и, как каждый человек, он был грешен и страстен. Но надо просто говорить об этом правду, а за нее никто бы не упрекнул создателей фильма. Зрители жаждут реальности и справедливости, а не перевертышей и постмодернистских выкрутасов. Потянутся ли – Насколько сильны в фильме сцены с увлечением Достоевского игрой в казино? – Игроманией Достоевский страдал десять лет, но посвящать этому целую серию – перебор. К тому же игромания писателя показана однообразно, такое ощущение, что съемочной группе очень нравилось проводить время в казино, и видимо, они вообще не читали писем Достоевского к жене из тех мест, где он играл. Федор Михайлович действительно очень страдал, мучился в этот период, но в фильме это показано очень похабно и однообразно – пришел, поставил, дернулся и ушел. И где драматургия? Создателей фильма в этом случае интересовал только темный грех, а не мучения, страдания, настоящие страсти и переживания Достоевского. Грех и мучения – это очень разные вещи. – Могут ли люди потянуться к трудам писателя после этого фильма? – Думаю, что нет. В 2003 году, после показа «Идиота» Бортко, роман Достоевского снесли с книжных полок Москвы и других городов – это действительно было повальное чтение и увлечение. А в метро я даже слышала, как люди, никогда не читавшие Достоевского, но посмотревшие фильм, спрашивали у других: «А что там будет дальше, как вы думаете? С кем останется Мышкин – с Настасьей Филипповной или Аглаей?». Тогда сюжет захватил людей за живое – они волновались и переживали. А в случае с сериалом «Достоевский» все будет ровно наоборот – о Достоевском будут копать лишь любители «клубнички» и «темного разврата». |
03.06.2011 в 12:42
Уважаемая госпожа Сараскина — как на Идиота слишком бурно реагировала — так и тут что то шибко сильно возбудилась. Как то поспокойнее быть надо.
Её выступления смотрятся по меньшей мере — смешно, а по больше, извините — ГЛУПО.
А Евгений Миронов — без участия госпожи Сарскиной в своей карьере разберется. Судя по всему она кроме Идиота НИ ОДНОЙ работы Миронова более не видела.
В том числе и Ивана Карамазова.
05.06.2011 в 15:14
Правильная статья. Спасибо Людмиле Ивановне! Если уж режиссер взялся за съемки биографии такой значимой для нас исторической личности как Достоевский, он просто обязан хорошо ознакомиться с его биографией, а не показывать, то, как он ему больше нравится или понравится современному зрителю. Сейчас и так много исторического вранья, правда перемащивается с неправдой, и так огромное падение нравов. Достоевский в сериале говорит правильные вещи иногда, но одновременно мы видим, как он со страстью постоянно отдается разным грехам, и не видно его настоящего раскаяния, и какое же отношение должно у зрителя сложиться к нему, лично у меня появляется после просмотра какое-то чувство отторжения. И уже не важно тут насколько хорошо играет Миронов, главное правда.
06.06.2011 в 08:07
Достоевскому в конце его жизни предложили быть одним из воспитателей цесаревича. В сериале этого нет. Почему?. Тема интересная. Узнав, что сценарий написан Володарским понял, что сериал нашпигуют историческими ляпами.Так и было. Зачем же ставить под сомнение умственные спосости не только историков-специалистов , но вообще зрителей. Низкопробная" голливудина"
11.06.2011 в 15:01
Да согласен….извратили и перевернули все…жалко конечно…так все опоганили….жаль…пресловутая жажад наживы….видимо суть нынешний людей такова..
21.06.2011 в 18:01
А я не согласна с Сараскиной. Меня фильм потряс. Я почти ничего не знала о жизни Достоевского, так из школьной программы. Теперь мне понятнее его герои. Каждый видит то, что хочет. Кто-то выдернет только страсти, а мне виднее его мучения. Спасибо авторам фильма. Миронов а-г-р-о-м-а-д-н-ы-й актер. Спасибо!
04.08.2011 в 21:51
Людмила Ивановна Сараскина в этой всей истории с сериалом "Достоевский" абсолютно права и точна. Жаль людей, которые этого не понимают.
09.10.2011 в 20:50
"К христианским идеям таких громадных, исключительно известных писателей, как Достоевский, относятся с нескрываемым невниманием. И если критика не замолчала его, то только вследствии всем видимой его яркости". Евгений Поселянин, цитата столетней давности. Замолчать в самом деле не получается… зато получится обгадить, чем с успехом и занялся Хотиненко. Действительно, что там за такие претензии к нам, к нашей нравственности и совести в этих Карамазовых, Идиотах, Игроках? От кого мы их слышим? От развратного типа, который сам в грязи по уши? Вот примерно так и можно рассуждать, если принять этот дрянной сериал за чистую монету. Одно дело показать как в человеке могут сочетаться грех и добродетель, страсть и высокие духовные порывы, показать при этом, как человек все равно сохраняет стремление к горнему, и совсем другое, вытащить из жизни все порочное, добавив еще и от себя и смаковать до блевоты. Сараскина права полностью, молодец. Миронов разочаровал, не заметить такой подставы! Жалко…
17.08.2024 в 17:54
Скажу не о сериале, который тогда меня как-то сильно не впечатлил, но поскольку это предложение режиссеру, а не его мечта снять такой фильм, сужу о других его работах, моих любимых, и скажу, что как по мне, данная дамочка жуткая ханжа. Уж кто, а Хотиненко никогда, хулиганя в кино на темы взаимоотношений мужчин и женщин, не опускался до пошлости, и верю, что и здесь этого не было и не задумывалось. Он редкий действующий классик нашего времени, даже Михалков ушел в театр. И так опускать такого режиссера — позориться самой, именно так я восприняла тот набор «аргументов», который данная умудренная дамочка перечислила в одном, другом, третьем интервью, как будто на этом ее фантазия закончилась. Интересно если она типа ученый, как ее до сих пор не уволили за такую профнепригодность.