БОГАТЫЕ ТОЖЕ НЕ ПЛАТЯТ

Когда мы приходим в магазин за хлебом, то перво-наперво, приблизившись к кассе… Правильно, тянемся за кошельком. А что? Абсолютно естественное, нормальное движение: вот товар, вот деньги за него. Это почти рефлекс. Но то – в магазине. Удивительно, почему этот рефлекс не «срабатывает» у многих из нас, когда речь идет о таком товаре, как электроэнергия… И почему вместо того, чтобы оплатить потребленный ресурс, эти «многие» пытаются «обойти кассу»…

 

 

Этим риторическим вопросом нередко задаются и поставщики света и тепла в наши дома – энергетики. С ним же они отправляются в рейды по домам нарушителей, чтобы выявить незаконные подключения к сетям и еще раз объяснить людям простую истину: электроэнергия – такой же товар, как и хлеб. Стало быть, за него нужно платить. В один из таких рейдов с представителями Комсомольского РЭС Набережночелнинских электрических сетей
и сотрудниками ОАО «Сетевая компания» отправился и журналист «Недели».

 

1. Права без обязанностей

Делегация у нас получилась внушительная: три машины, среди которых есть даже автовышка (для подъема электромонтеров на опору), 10 человек. Вот таким составом мы выдвигаемся в поселок Красные Челны.

Как рассказал начальник Комсомольского района Набережночелнинских электрических сетей Шамиль Шаймарданов, его РЭС обслуживает юго-западную часть города, в том числе и несколько поселков.

– На сегодня у нас 3159 абонентов из частного сектора, – рассказывает Шамиль Фаизович. – Они проживают в поселках Красные Челны, Замелекесье, Элеваторная гора, Орловка, Мироновка, Сувар, Сидоровка, микрорайон 9А в пос. ГЭС, Кама (они потребляют иногда до 12% от общего количества отпущенной потребителям электроэнергии). С каждым из домовладельцев заключается договор между Гарантирующим поставщиком (Набережночелнинское отделение «Татэнергосбыта») и абонентом. Но, к сожалению, многие новые по­требители не имеют у себя таких договоров, поскольку они устанавливают не только права, но и обязанности сторон. А с этим у некоторых наших абонентов большие проблемы…

Во-первых, некоторые жильцы стремятся получать электроэнергию вообще без всяких на то разрешений – просто присоединяются к сетям и потребляют ресурсы. Очень удобно: ведь платить в таком случае не надо! Во-вторых, серьезные потери несут энергетики и при безучетном потреблении электроэнергии, когда потребитель пытается (и иногда ему это удается!) получать электроэнергию, минуя прибор учета.

– Мы точно, до киловатта знаем, сколько энергии поставили частному сектору и до рубля – сколько начислено по лицевым счетам, – заверяет Шамиль Шаймарданов. – В зависимости от времени года частный сектор потребляет до 4 млн кВт/ч в месяц зимой и до 1 млн кВт/ч – летом. При этом потери иногда на некоторых ТП достигают 30-40%. Это я вам в киловатт-часах сказал, а представьте, какие это деньги! Именно поэтому практически все работники Комсомольского РЭС участвуют в рейдах по выявлению нарушений договорных обязательств и бездоговорного потребления электроэнергии. Тем более, что, по условиям договора, мы обязаны бывать у своих абонентов с проверкой узла учета не реже двух раз в год.

2. ПОТАЙНАЯ РОЗЕТКА

Первым делом подъезжаем к «образцово-показательному» дому: аккуратная придомовая территория, выложенная брусчаткой, тут же – опора, на которой надежно закреплен выносной щит учета. Он в свободном доступе – и не надо беспокоить хозяев! В течение минуты-двух инженер по техаудиту Комсомольского РЭС Алмаз Харисов проверяет показания – как и следовало ожидать, все в порядке.

А вот у соседей – все с точно­стью до наоборот: как объясняет нам ведущий инженер отдела экономической защиты управления «Сетевой компании» Павел Блинков, от опоры отходит кабель, а на нем, в свою очередь, местными «умельцами» сделана «отпайка» – то есть электроэнергия поступает в дом, минуя прибор учета. Наметанным взглядом наш собеседник окидывает опору и, тут же обнаружив спрятанную от по­сторонних глаз нелегальную розетку, приставляет к ней универсальный индикатор напряжения: мигает лампочка. Это значит, что идет подача напряжения. «А кто даст гарантию, что эта «отпайка» – единственная и электричество идет не на сауну или зимний сад?» – вздыхает Павел Александрович. – Вот еще один хорошо знакомый мне дом, – он подводит нас к трехэтажному дворцу. – Хозяева стабильно оплачивают
240 кВт/ч в месяц. А теперь сравните: я живу в трехкомнатной квартире, и у меня нагорает 300-350 кВт/ч. В жизни не поверю, что здесь так «экономят»!

Еще один показательный случай из этого же поселка: один из домов ежемесячно оплачивал потребление издевательских
2 кВт/ч! Стоило поставить прибор учета – и стало 132. Единственное, чему в этой ситуации можно порадоваться, – что до каждого из этих нарушителей энергетики все равно добираются и заставляют оплатить все потери, которые они понесли.

Что касается несанкционированных подключений, то в 2010 году по РТ зафиксировано 2700 таких случаев с потреблением электроэнергии порядка 8 млн. кВт/ч на сумму 21,2 млн. руб. Компании удалось почти полностью возместить убытки

3. ВЛАСТЬ ИМУЩИЕ ДОКАЗЫВАЮТ,
ЧТО ОНИ ПРАВЫ!

Пункт 2.2.5 Договора электроснабжения с гражданином-потребителем гласит: «Потребитель обязан допускать в занимаемое помещение представителей Гарантирующего поставщика или Сетевой организации (при предъявлении ими личного удостоверения с фотографией) для контроля, проверки технического состояния расчетных приборов учета, снятия их показаний и контроля соблюдения значений максимальной мощности. При наличии собаки, иных животных, потенциально способных нанести вред здоровью человека, обеспечить безопасный доступ представителей Гарантирующего поставщика и иных уполномоченных лиц к расчетным приборам учета».

Обязаны, но все равно некоторые не пускают. И это больной вопрос для энергетиков. Дело тут даже не только и не столько в потерях, а в состоянии узлов учета.

– Известно ведь, что причиной многих пожаров становится неудовлетворительное состояние проводки, – говорит Павел Блинков. – Если бы потребители давали нам возможность осматривать свое электрохозяйство, думаю, многих коротких замыканий можно было бы избежать.

Диляра Нажмутдинова и Людмила Рыжкова работают контролерами Комсомольского РЭС уже много лет. Навидались за это время многого. Перед каждым рейдом у них на руках карта поселка, где отмечены «проблемные» дома. Задача контролеров – войти в каждый.

– Нарушителей среди наших «клиентов» очень много, – рассказывают женщины. – Причем обычно это владельцы коттеджей – люди, мягко говоря, небедные. Самое интересное, что они еще доказывают, что правы! Придумывают на ходу какие-то «постановления»… Самые же добросовестные потребители – это люди старшего поколения. Спасибо им за понимание.

 

КСТАТИ
– Если не хотите, чтобы контролеры заходили на ваш участок, мы рекомендуем устанавливать выносной щит учета электроэнергии на фасаде дома. И мы таких жителей больше не побеспокоим! – говорит начальник Комсомольского района НчЭС Ш. Шаймарданов. – C недавних пор выносной щит учета на границе земельного участка стал одним из пунктов технических условий на организацию учета потребителей.

 

4. «Позорная табличка»

 

Пока мы разговариваем, мимо проезжает дорогая иномарка. Мужчина внимательно разглядывает нас в приспущенное окно и заворачивает на улицу Тимирязева.

– Нарушитель, – бросив на него взгляд, тут же ставит «диагноз» Людмила Рыжкова. – Сколько лет живет в этом поселке – еще ни разу не впустил нас в дом. Хотя договор он подписывал…

Через пять минут подходим к его немалых размеров трехэтажному дому. Людмила громко и настойчиво стучит в дверь – по ту сторону заливисто лают собаки, но нам никто не открывает, хотя сквозь щели видно: машина стоит во дворе. Тем временем Людмила Рыжкова припоминает некоторые подробности об этом абоненте: владелец дома ежемесячно платит за 150 кВт/ч электроэнергии. Но вот сколько его благородное семейство
потребляет на самом деле, есть ли у него бассейн с подогревом, сауна или джакузи, или еще какие-нибудь «статусные штучки», узнать не представляется возможным. Псы продолжают лаять, из приоткрытых форточек доносится музыка, но… хозяев «нет дома».

Еще один «проблемный адрес» по улице Тимирязева – и та же картина: нас облаивают, но в доме вновь никого нет. «Не так давно, правда, к нам вышла ухоженная дама и представилась… садовником. Мол, хозяева уехали, а без их разрешения к счетчику я вас пустить не могу, – рассказывают контролеры. – На том все и кончилось».

Подходим к следующему особняку. Возле него припаркована дорогая иномарка, на воротах табличка: «Осторожно! Злая собака!». Окна приотворены, сквозь занавески различаем мелькнувшую фигуру человека. Стучим – безрезультатно.

– Сколько мы ни пытались попасть в этот дворец – без толку! – разводят руками контролеры. – Вон, видите, за воротами – камера видеонаблюдения. Здесь люди уже опытные: открывают двери, только убедившись, что нас нет…

Зато, завидев нашу группу, из дома напротив выходят хозяева. У них с документами и платежами все в порядке. «Вы не расстраивайтесь, – обращается к нам мужчина, видимо, желая утешить. – Соседи никого не пускают: ни энергетиков, ни газовщиков, ни водоканальцев. Если хотите, можете нас проверить – нам бояться нечего». Эх, добрый человек, не ты нам нужен, не ты…

Последний дом, стоявший в нашем «маршрутном листе», оказался привычно «пустым» (хотя во дворе стояла машина!), и энергетики, еще раз изучив наряд от «Татэнергосбыта» на отключение, привели его в исполнение, повесив на опору «позорную табличку»: «Отключен за неуплату электроэнергии». Висит она теперь высоко, видно ее со всех концов поселка Красные Челны. Дай бог, чтобы она возымела действие…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*