Триумфом российского режиссера Александра Сокурова и его фильма «Фауст» завершился очередной Венецианский кинофестиваль. За постсоветское время кинематографическая Европа присудила российским мастерам киноискусства уже второго «Золотого льва»: в 2003 году также в Венеции победил Андрей Звягинцев с лентой «Возвращение». | ||
«Фауст» – слишком сложное, многоплановое кино.
Эксперты «Недели» сомневаются, что его номинируют на «Оскар» |
||
Однако первой высокой награды новое российское игровое кино добилось еще раньше – и не в Европе, а в самом Голливуде – в 1995 году в номинации «Лучший иностранный фильм» престижную премию «Оскар» получил Никита Михалков за картину «Утомленные солнцем». С тех пор Россия успела соскучиться по громкой кинопобеде за океаном, а «Новая неделя» поинтересовалась у именитых собеседников: как России в ближайшее десятилетие вновь получить «Оскар»? Наталья Крачковская, киноактриса, заслуженная артистка России: |
||
Нормальная-то жизнь у нас есть, и именно об этом надо чаще снимать фильмы, причем важно, чтобы в эту жизнь люди еще и поверили. Поверили, прежде всего, наши люди, а не американцы. Поэтому давайте снимать кино не для Америки, а для себя! |
||
Антон Долин, кинообозреватель радиостанций «Маяк» и «Вести FM»: |
||
|
||
Единственный рецепт получения «Оскара» – снять фильм-событие, фильм, который будет универсальным и понятным простым людям, профессионалам и непрофессионалам, и в Европе, и в Америке, и вообще по всему миру. Это могут быть боевики, фэнтези, малобюджетное кино – любое! И фильм «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, как бы к нему ни относились, как раз и был таковым. С тех пор у России был только один фильм, отвечавший требованиям универсальности, – это «Возвращение» Андрея Звягинцева. Думаю, он не добрался до «Оскара» по той причине, что слишком сильно был приближен к стандартам высокого авторского кино, а для «Оскара» требуется зрительская внятность, доступность (но не примитив!), некая развлекательность. Такое кино в России снимают редко.
Я очень удивлюсь, если поистине выдающийся фильм Сокурова «Фауст» не то что получит, а даже если будет номинирован на «Оскар». Потому что это типичное авторское кино, крайне сложное, многоплановое, местами трудное для зрителя, а этого американцы не любят. Попытки же снять народную мелодраму (как оскароносную «Москва слезам не верит») у нас заканчивались фиаско. Из последних российских картин на «Оскара», конечно, мог бы претендовать фильм Звягинцева «Елена», и тут все зависит от российского оскаровского комитета, который должен ее выдвинуть. |
||
Александр Бородянский, киносценарист («Афоня», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер») и кинорежиссер, заслуженный деятель искусств России: |
||
Вся беда наша пока в том, что мы во всем смотрим на США, кинематограф которых у нас в стране даже в 70-е ценился не так высоко, нежели итальянский, но так как сейчас в стране за многим стоят деньги, на дворе господство массовой культуры и превозношение людьми с отсутствием киновкуса всякой белиберды, никакого «Оскара» Россия не получит. А получим мы его, когда мы перестанем хотеть быть Америкой! |
||
Евгений Князев, народный артист России, актер театра и кино («Вольф Мессинг: видевший сквозь время»), ректор театрального училища имени Щепкина: |
||
Наталье Крачковской, может быть, интересно смотреть про простых людей, а кому-то интересно смотреть про российских интеллектуалов, достигших небывалых высот и получивших Нобелевскую премию, – а в общем, все зависит от вкуса и образования не россиян, а американцев, поэтому и получить «Оскар» мы можем неожиданно и случайно. |