ЕСТЬ ВТОРОЙ «ЛЕВ»! КОГДА БУДЕТ «ОСКАР»?

Триумфом российского режиссера Александра Сокурова и его фильма «Фауст» завершился очередной Венецианский кинофестиваль. За постсоветское время кинематографическая Европа присудила российским мастерам киноискусства уже второго «Золотого льва»: в 2003 году также в Венеции победил Андрей Звягинцев с лентой «Возвращение».
 

«Фауст» – слишком сложное, многоплановое кино.
Эксперты «Недели» сомневаются, что его номинируют на «Оскар»
 

Однако первой высокой награды новое российское игровое кино добилось еще раньше – и не в Европе, а в самом Голливуде – в 1995 году в номинации «Лучший иностранный фильм» престижную премию «Оскар» получил Никита Михалков за картину «Утомленные солнцем». С тех пор Россия успела соскучиться по громкой кинопобеде за океаном, а «Новая неделя» поинтересовалась у именитых собеседников: как России в ближайшее десятилетие вновь получить «Оскар»?

Наталья Крачковская, киноактриса, заслуженная артистка России:

 

– Чтобы получить «Оскар», нужно просто сделать очень хороший фильм, а это сейчас нелегко: на экране много безликого… Впрочем, после победы Сокурова у меня появилась надежда, что в скором времени такой фильм, достойный нашей страны, появится. Думаю, это должна быть история о нашей современности, но без убийств, без стрельбы, без подкупов и вранья. История о простых людях, которые составляют 90% нашего населения, – об их семейных отношениях, быте, любви и дружбе. Пока же, судя по российскому кино, в нашей стране все врут, обманывают, предают и убивают, но ведь это не так!

Нормальная-то жизнь у нас есть, и именно об этом надо чаще снимать фильмы, причем важно, чтобы в эту жизнь люди еще и поверили. Поверили, прежде всего, наши люди, а не американцы. Поэтому давайте снимать кино не для Америки, а для себя!

 

Антон Долин, кинообозреватель радиостанций «Маяк» и «Вести FM»:

 

– Почему-то именно нам, россиянам, практически не получающим кинопризов, кажется, что европейцы и американцы владеют какими-то правилами хитрого расчета. Исходя из своей многолетней практики поездок на кинофестивали и на кинопремии, могу сказать – в случае с «Оскаром» сказывается коллективное бессознательное: несколько тысяч человек разного возраста, разных национальностей, разного образования и разных вкусов высказываются в пользу или против каких-то ярких фильмов.

 

Единственный рецепт получения «Оскара» – снять фильм-событие, фильм, который будет универсальным и понятным простым людям, профессионалам и непрофессионалам, и в Европе, и в Америке, и вообще по всему миру. Это могут быть боевики, фэнтези, малобюджетное кино – любое! И фильм «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, как бы к нему ни относились, как раз и был таковым. С тех пор у России был только один фильм, отвечавший требованиям универсальности, – это «Возвращение» Андрея Звягинцева. Думаю, он не добрался до «Оскара» по той причине, что слишком сильно был приближен к стандартам высокого авторского кино, а для «Оскара» требуется зрительская внятность, доступность (но не примитив!), некая развлекательность. Такое кино в России снимают редко.

Я очень удивлюсь, если поистине выдающийся фильм Сокурова «Фауст» не то что получит, а даже если будет номинирован на «Оскар». Потому что это типичное авторское кино, крайне сложное, многоплановое, местами трудное для зрителя, а этого американцы не любят. Попытки же снять народную мелодраму (как оскароносную «Москва слезам не верит») у нас заканчивались фиаско. Из последних российских картин на «Оскара», конечно, мог бы претендовать фильм Звягинцева «Елена», и тут все зависит от российского оскаровского комитета, который должен ее выдвинуть.

 

Александр Бородянский, киносценарист («Афоня», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер») и кинорежиссер, заслуженный деятель искусств России:

 

– А зачем нам «Оскар»? Кинонаграда высокого ранга – это, прежде всего, победа в Каннах и Венеции. Именно там получать приз всегда престижно и почетно, а «Оскар» Россия может получить лишь в номинации «Лучший иностранный фильм», главный же «Оскар» мы никогда не получим, поскольку должны снять фильм на английском языке. Я даже не могу понять: почему номинация «Лучший иностранный фильм» считается гордой и почетной, если даже многие из киноколлег не могут вспомнить, какие фильмы в ней побеждали в последнее десятилетие? Однако все равно по «Оскару» все сходят с ума, а все оттого, что неправильно тот же «Первый канал» сформировал общественное мнение: с экрана произносят: «Лучший фильм мира!», но это не так – на самом деле номинация называется «Лучший американский фильм», и мне от этого очень смешно.

Вся беда наша пока в том, что мы во всем смотрим на США, кинематограф которых у нас в стране даже в 70-е ценился не так высоко, нежели итальянский, но так как сейчас в стране за многим стоят деньги, на дворе господство массовой культуры и превозношение людьми с отсутствием киновкуса всякой белиберды, никакого «Оскара» Россия не получит. А получим мы его, когда мы перестанем хотеть быть Америкой!

 

Евгений Князев, народный артист России, актер театра и кино («Вольф Мессинг: видевший сквозь время»), ректор театрального училища имени Щепкина:

 

– Шансы получить нами «Оскар» у нас в ближайшее десятилетие невелики, потому что наша киноиндустрия находится не на самом высшем уровне, хотя в нашем кино есть прекрасные артисты, которые имеют право претендовать на американскую премию вместе с фильмом. Киноиндустрия Голливуда – особенная, и «Оскар» – это прежде всего премия их, американцев, поэтому номинация «Лучший иностранный фильм» – скорее исключение, где чаще, на мой взгляд, могут побеждать фильмы на социальную тему. Если такой фильм сложится у нас – с хорошей идеей, хорошим режиссером, оператором, звуком, с таким сюжетом, за которым было бы любопытно и интересно следить, то почему бы и не победить?!

Наталье Крачковской, может быть, интересно смотреть про простых людей, а кому-то интересно смотреть про российских интеллектуалов, достигших небывалых высот и получивших Нобелевскую премию, – а в общем, все зависит от вкуса и образования не россиян, а американцев, поэтому и получить «Оскар» мы можем неожиданно и случайно.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*