20 ноября в Казани состоится показ одного из лучших спектаклей «Театра наций» «Шукшинские рассказы» (режиссер-постановщик – Алвис Херманис). Мало того что постановка основана на лучших произведениях Василия Макаровича, так еще и главные роли в ней исполняют Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. В 2010 году спектакль был удостоен высочайшей театральной награды «Хрустальная Турандот» сразу в трех номинациях: «За режиссуру», «За лучшую мужскую роль» и «За лучшую женскую роль». |
Чулпан Хаматова и Евгений Миронов
то и дело «выходят из образа» |
Страшно и стыдно забывать Шукшина Нужно отметить, что популярность Шукшина сравнима лишь со славой Высоцкого. Его любила вся страна, поэтому известие о трагической смерти на съемках фильма «Они сражались за Родину» стало ударом для всех. Как писал Андрей Вознесенский: «Занавесить бы черным Байкал, словно зеркало в доме покойника». Несмотря на то что спектакль идет уже два года, в Москве на него по-прежнему невозможно достать билеты (мне удалось только благодаря знакомству с Чулпан Хаматовой). – Прежде чем начать репетицию «Шукшинских рассказов», мы с труппой отправились на родину Василия Макаровича, в село Сростки, – рассказал нам Евгений Миронов. – Мы хотели почув-ствовать и понять героев его рассказов, ведь считается, что всех персонажей он писал со своих земляков. Нас приняли как дорогих гостей: мы побывали в музее Василия Шукшина, пообщались с людьми, которые его знали и по-мнят. Кстати, на первых спектаклях побывали обе дочери и вдова Василия Макаровича Лидия Федосеева-Шукшина. Я счастлив, что им понравилась наша работа. После премьеры Лидия Николаевна сказала, что мы вернули людям творчество ее мужа. На мой взгляд, это страшно и стыдно, что мы его стали забывать. Ведь это наше чистое золото, наш золотой запас доброты. – Я видела письма Василия Шукшина к матери и матери – к нему, – вспоминает Чулпан Хаматова. – Они часто писали друг другу. И мне сразу стало понятно, насколько они были близки. Он рассказывал ей практически обо всем, что происходило в жизни. Как Райкин «Шукшинские рассказы» – эталон соединения европейской чистоты работы и русской темы. Декорации с эффектными фотографиями Моники Пормале. Сделанные в стиле рекламы Benetton огромные панно со сценами деревенской жизни составляют красочный задник сцены, во всем остальном напоминающей лаконичный формат IKEA: помост и длинная скамья из светлого дерева дополняют сценический комплект. Задокументированная реальность оказывается частью дизайна, продуманного до мельчайших элементов. Цветовая гамма фотографий изысканно монтируется с яркими женскими платьями и мужскими рубашками в цветочек. Чулпан Хаматова и Евгений Миронов – два протагониста «Рассказов Шукшина» – то и дело «выходят из образа», мило, естественно, совсем нетеатрально улыбаясь своим чудаковатым, нелепым героям. Латвийский режиссер Алвис Херманис, пользуясь своим излюбленным приемом трансформации, преображает актеров до неузнаваемости. Вот Хаматова – старушка, поджав губы и шепелявя, рассказывает о своем слепом муже (рассказ «Степка»). Вот Миронов с огромным животом, нависающим, точно шар, над тонкими ножками, сочиняет маску деревенского демагога («Срезал»). Вот Юлия Пересильд творит чудеса, превращаясь из дородной бабы в щуплую старушку. Все это сильно напоминает сатирические миниатюры Аркадия Райкина. О сюжете рассказывать бессмысленно. Благо книги Шукшина есть практически в каждом доме. Надеюсь, после этого спектакля мы будем чаще их перечитывать. |