В этот понедельник, спустя семь с небольшим лет, в качестве ведущей новостей в эфир НТВ вернулась Татьяна Миткова. Специально для ее выхода изменили название и выпуска новостей – теперь то, что выходит в 23.15, называется «Сегодня. Итоги». «Новая неделя» решила оценить работу женщин-ведущих российского телевидения с нашим экспертом, доктором филологических наук, преподавателем кафедры телевидения МГУ, профессором Валерием Цвиком. |
Работодателю
нужны мужчины
– Валерий Леонидович,
о чем говорит возвращение
в эфир Татьяны Митковой? |
Татьяна Миткова обладает
информационной принципиальностью
|
– Татьяна Миткова – без-
условно, легенда современного телевидения. А ее биография для представительниц российского телевидения самая яркая: она довольно стремительно сделала карьеру на Центральном телевидении как корреспондент, а потом и как ведущая. Ну а известной стала после того, как отказалась читать в эфире подготовленное заранее сообщение о вводе советских войск в Прибалтику,
а спустя несколько лет она ушла на НТВ. Фирменная улыбка Митковой долгое время украшала новый телеканал и несомненно служила его визитной карточкой. |
|
Возвращение Татьяны Митковой в эфир НТВ – явление знаковое, и, наверное, можно думать
о том, что какие-то добрые традиции, к сожалению, утраченные каналом в последнее время, возвращаются или могут вернуться на наш экран. Кроме того, Татьяна Миткова обладает на редкость четким произношением,
а главное – своей информационной принципиальностью, что для нашего телеэфира, бесспорно, хорошо.
– Достаточно ли женщин на первых ролях, прежде всего,
в нашем телеэфире – информационном, познавательном, развлекательном?
– С одной стороны, в наше время профессия тележурналиста становится более женской – среди поступающих на факультет журналистики преобладают девушки, а парни выглядят все менее и менее яркими. Хотя работодателю в основном нужны мужчины, так как они в кадре выглядят более авторитетно.
Но не надо забывать, что на телевидении есть женское вещание, и ту же программу «Давай поженимся» должна, конечно же, вести женщина. Нынешнее количество женщин в кадре вполне удовлетворяет потребности нашего ТВ – они присутствуют практически во всех развлекательных проектах, а за последние годы выдвинули из своих рядов такие довольно яркие фигуры, как Ксения Собчак и Тина Канделаки.В информационном разделе голубого экрана женщин тоже немало, и они занимают хорошее место как в аналитической, так и в расследовательской журналистике.А вот военная журналистика –
это точно не женское дело,
и пример замечательного военного корреспондента Елены Масюк говорит сам за себя: после пребывания в плену телевидение вызывало у нее неприятие, и она ушла из журналистики. Сейчас телевидение само регулирует присутствие тех или иных ведущих, в том числе и в гендерном плане.
Андреева уже стала «бронзовой»
– Давайте остановимсяна той области, где работает Миткова, – информации. Как оцениваете работу женщин-ведущих в этой сфере?
|
– Начиная с перестройки, журналисты с профессией информационного ведущего не справлялись –
не умели склонять числительные, забывали включать кнопку микрофона.
Но благодаря школе Леонида Парфенова мы наконец получили и хороших женщин-ведущих: парам НТВ удается великолепный конферанс (комментарий
с юмором – С.К.), который украшает информационную программу. Особенно хочется выделить пару, где работает Ольга Белова; Лилии Гильдеевой пока еще не хватает опыта. |
|
|
На канале «Россия» такое «обезьянничество»
в паре не получается, но отнюдь не из-за женской половины,
а скорее из-за мужчин: у того же Эрнеста Мацкявичюса, которого я обожаю, абсолютно не выходит никакого общения с соведущей, умницей Марией Ситтель.
На Первом канале Екатерина Андреева стала уже «бронзовой». Конечно, ее любят в верхах,
у нее красивый низкий голос, но ведь зритель иногда хочет не только постоянства, но и новизны, и где заканчивается звездный час красавицы-ведущей и где начинается необходимость попробовать себя в новом амплуа, как это сделала Татьяна Миткова, может определить только сама ведущая. Мне кажется, что на Первом канале в его информационном вещании все-таки с женщинами туго, а на «России» из рук вон плохо – когда в одиночестве «Вести» вела Мария Ситтель, это было красиво, а теперь у женщин там ничего не получается.
– В чем же причины того, что женская составляющая нашего ТВ не столь яркая?
Я имею в виду не только информационное вещание.
– Я очень сожалею, что на телевидении нет службы русского языка, которая была
на Центральном телевидении – она отслеживала все оговорки, стилистические неточности и уж тем более неправильные ударения, правящие бал на экране. Эта служба должна вернуться на телевидение в той или иной форме, потому что культура языка требует серьезной работы. Плюс ко всему женщины должны понять, что работа в кадре требует как большого внутреннего артистизма, так и большой артистической школы, а этой школы нет. Руководство каналов прекрасно понимает эти проблемы, чувствуют их очень тонко, но есть ряд причин, которые не позволяют этого добиться.
Посмотрите, на экране одни и те же лица, одна и та же тусовка, которая порхает с канала на канал. Да, это талантливые люди, но нельзя вести ежедневные ток-шоу одному и тому же человеку: со временем это может привести к халтуре. Но погоня за рейтингом, желание использовать раскрученное имя, пока оно приносит рейтинг, приводит к тому, мы не имеем новых жен-ских имен именно для взыскательного зрителя. Пример – программа «Давай поженимся»: для интеллигентного человека это же ужас, но рейтинги высокие,
и Лариса Гузеева – очень хорошая ведущая, демонстрирующая грамотность, вменяемость и даже побуждающая интерес.
За Малышеву
порой стыдно
– Как вы смотрите на популярность Марианны Максимовской и Елены Малышевой? |
– У меня учится дочь Максимовской Александра, которая недавно взяла интервью у мамы, и, читая его, я убедился, какой тонкий и умный телепрофессионал Марианна Максимовская. Несмотря на свою либеральную радикальность и экстравагантность, Марианна сохраняет верность политическому направлению в журналистике, от которого многие сейчас отворачиваются. Но главный ее показатель – журналистская честность. |
|
|
Если вспомнить то, о чем говорит
в программе «Будьте здоровы» Елена Малышева,
к ней конечно, будет приковано немало внимания аудитории, но ведь эта аудитория специфическая – не очень молодая и не очень здоровая. А если посмотреть
на то, как одевается для ежедневной программы профессор Малышева (ведь по одежке встречают),
и заканчивая целым рядом ее суждений, из-за которых она оказывалась иногда в глубокой «яме», то порой за нее становится стыдно. Но спрос на подобные медицинские программы рождает предложение,
и отвечая на этот спрос, телевидение и предлагает определенные фигуры.
А вообще, женщине завоевать свое место на экране труднее,
и даже мужчина, который смотрит на нее с большим интересом, обращает внимание чаще не на то, как она ведет программу
и насколько она профессиональна – он смотрит на нее немножко по-другому. Поэтому доля женщины на ТВ несколько более сложная, требующая огромных усилий для успеха – в этом и есть причина того, что на экране женщин меньше, чем бы нам с вами хотелось. |
31.10.2011 в 23:03
Почему в тележурналистику идут в основном женщины? Они самые выносливые. Мужчинам привычнее руководить, а женщины пашут
31.10.2011 в 23:16
Не могу понять, а что такого особенного в Канделаки? Трещит без умолку, ее сложно понять. В ней нет изюминки
31.10.2011 в 23:22
НТВ, которое стало скандальным телеканалом, явно не хватает приятного интеллигентного лица. Миткова — это тема