Такое драматичное ралли

Как уже писала «Неделя», главная интрига нынешнего «Дакара» заключается в том, насколько достойно молодые пилоты «КАМАЗ-мастера» – Эдуард Николаев, Айрат Мардеев и Андрей Каргинов – продолжат наезженную чемпионскую колею камазовских ветеранов мирового автоспорта Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова. Тем более, что воодушевленные уходом со спортивной арены выдающихся россий-ских автогонщиков соперники нашей команды к этому «Дакару» готовились с особым усердием…
 

 

Начало бед
не предвещало

Старт ралли был обнадеживающим для челнинских спортсменов. На втором этапе в Аргентине первенствовал экипаж голландца Жерара де Роя на «Iveco», всего 3 минуты 21 секунду ему уступил Эдуард Николаев, а Айрат Мардеев финишировал четвертым. Проблемы у наших начались позднее. На пятом этапе Айрат потерял 10 минут на замену колеса, а чуть ранее столько же времени на то, чтобы выбраться из песчаной воронки, в которую он случайно попал.

В целом же трасса пятого этапа Николаеву пришлась по вкусу. Кстати, в этот день Владимир Чагин отпраздновал свой очередной день рождения. Здесь на гонке в Южной Америке «Царь пустыни» является правой рукой руководителя команды Семена Якубова и свою основную задачу видит в поддержке боевых экипажей и передаче своего опыта молодым пилотам.

– За первые пять дней «Дакара», – отметил Чагин, – можно уже оценить возможности автомобилей и пилотов. Сегодня просматриваются три пилота, которые едут практически в одном темпе. Это все пилоты команды Де Роя – сам Жерар, Ханс Стейси и Мики Биазон. Сегодня неожиданно «поехал» Лопрайс. Но он едет все пять дней в рваном темпе и не быстро. Нашим пилотам, Эдику и Айрату, удается держаться рядом с ними, но темп у них пониже. Это и понятно. Все-таки у соперников гораздо больше опыта, они менее сдержанно едут по камням, по дюнам. Объективно не может человек с первого раза составить конкуренцию тем, кто многократно участвовал в гонке.

Первая неприятность

Увы, в этот же день, 5 января, коллегией спортивных комиссаров был рассмотрен вопрос об инциденте, произошедшем на четвертом этапе между экипажем №500 команды «КАМАЗ-мастер» и участником в категории внедорожников под номером 410. Тогда на 267-м километре спецучастка перед двигавшимся на скорости грузовиком Эдуарда Николаева в густом клубе пыли появились несколько джипов. Обычная картина для конца скоростного участка, когда быстрые грузовики догоняют отставшие джипы. Но ситуация осложнилась неожиданным маневром обгоняемого внедорожника: из-за резкого торможения его развернуло и вынесло на траекторию Николаева. Российский пилот сделал все, чтобы избежать столкновения, но касания избежать не удалось…

Несмотря на то, что накануне это происшествие было предметом обсуждения, а вина пострадавшего экипажа была признана им самим и экипажу №500 компенсировано потерянное время, недовольные этим решением участники обратились с протестом в коллегию спортивных комиссаров с требованием о расследовании. Как гласит официальный пресс-релиз команды, «при подробном разборе инцидента и опросе свидетелей была усмотрена недостаточность оказанной помощи со стороны экипажа №500 и зафиксирован факт замены поврежденного при инциденте колеса автомобиля КАМАЗ, также пострадавшего во время ДТП. Замена была произведена в компенсированное время, что не соответствует регламенту». Решение коллегии спортивных комиссаров оказалось чрезвычайно жестким. Экипаж Эдуарда Николаева снят с гонки.

Уверенная поступь Андрея Каргинова

На очередном этапе Копиапо-Копиапо 7 января хорошо себя показал Андрей Каргинов, с самого начала взявший очень достойный темп.

– Мы понимаем, – заметил его штурман Айдар Беляев, – что, начиная с сегодняшнего дня, простых трасс уже не будет. Дюны представляют собой основную сложность в дисциплине внедорожных ралли. Сегодня мы видели и ходовые, и большие дюны, и воронки. Я видел, что кто-то из команды Де Роя не мог преодолеть дюну. Стояли джипы… Хорошо, что сделали смешанный старт и застрявшие джипы не доставляли много проблем. Нам Семен Семенович всегда говорит: «На песке выигрывает тот, кто не останавливается». Так и старался ехать. Не суетился. Поднялся на дюну, сбросился, прикинул, куда ехать дальше. И только тогда двигались дальше. Было очень много крутых спусков. Я старался действовать аккуратно. Потому что если потащит машину, это очень чревато.

Новая неудача подстерегала в этот день Эдуарда Николаева, которому было разрешено завершить гонку в роли водителя камазовской «технички»: за 25 километров до бивуака «застучал» двигатель. Грузовик притащили на жесткой сцепке. Масштаб поломки стал известен после разборки двигателя: месиво деталей, практически ни одного целого цилиндра, повреждены коленвал и блок…

– Ничего, Эдик, – успокаивал подопечного Владимир Чагин. – Будет у тебя дома две полки: на одну такие вот осколки складывать, а на другой бедуинов расставлять!

…В этот же вечер на бивуаке так и не появился Мики Биазон. Не было и отметки о прохождении им третьей контрольной точки. По всей видимости, амбициозный итальянец выпал из борьбы за подиум в грузовом зачете. Плохой подарок на его день рождения… Таким образом, по итогам этапа в грузовом зачете произошли существенные изменения: сразу после тройки лидеров Де Рой – Лопрайс – Стейси следовали камазовские пилоты.

 

 

И снова
в дальний путь

В Атакаме на трассе восьмого этапа ралли «Дакар» спец-участок протяженностью 477 километров не совсем «камазовский»: песков практически нет – только каменистая пустыня да солончаки. Перепады высот – от 1200 до 3000 метров. На допе три контрольные точки: 65-й, 119-й и 316-й километры. Почти сразу после старта – неприятная новость для команды «КАМАЗ-мастер»: стоит грузовик Каргинова. Проезжавшим мимо камазовским экипажам пилот махнул рукой – мол, справимся сами. Справились, но потеряли около получаса. Проблема оказалась в системе подкачки шин. Лопнули пневматические шланги. Ситуация к концу допа усугубилась вторым пробитым колесом. В итоге Каргинов, давший всем болельщикам надежду на хороший результат, приходит на финиш с отставанием от лидера Алеша Лопрайса в 1 час 10 минут!

За несколько километров до финиша у камазовских экипажей начинается фатальное невезение с шинами. Меняют колеса все! Руководитель команды Семен Якубов считает, что, несмотря на потерю времени, его подопечные держали хороший темп. Отметил он и хороший пилотаж Жерара Де Роя, который, несмотря на остановку, смог потом ускориться, наверстать потерянное время и сохранить лидерство в общем зачете. Чтобы вознаградить участников за их старания, в Икике для них был подготовлен запомнившийся многим еще с Дакара 2010 года крутой спуск к берегу Тихого океана. Он оказался роковым для Алеша Лопрайса, перевернувшегося на машине. На перегоне «Татру» вел его механик, который уснул за рулем… По траектории «Татры» было понятно, что с дороги она слетела через встречную полосу и прямо в насыпи. Машина кувыркалась через кабину на скорости…

– Машина разбита до неузнаваемости. Оторваны колеса вместе с приводами, – делились очевидцы. – Очень серьезная авария. Лопрайс шел на победу. Он приготовил автомобиль, способный выиграть гонку. Видя со стороны, что произошло, трудно поверить, что люди остались живы…

Десятый день «Дакара» был наполнен драматизмом и происшествиями. Спецучасток в 556 километров состоял из двух частей, разделенных зоной нейтрализации, проходил по твердым покрытиям и поначалу не предвещал ничего необычного.

– Для команды «КАМАЗ-мастер», – рассказал Владимир Чагин, – все не было гладко. На 302-м километре первого спец-участка вышел из строя двигатель на автомобиле Айрата Мардеева. Его невозможно было отремонтировать в условиях спецучастка, и экипаж не смог продолжить гонку. Ильгизар Мардеев поехал дальше, чтобы быть при необходимости полезным экипажам Артура Ардавичуса и Андрея Каргинова.

К сожалению, еще один камазовский экипаж выбыл из гонки.

Наконец,
пришёл успех

«Оптимистичный день для команды «КАМАЗ-мастер», «Стейси в беде» – приблизительно такими были заголовки репортажей журналистов, работающих на «Дакаре». Два камазовца – Артур Ардавичус и Андрей Каргинов – задавали темп в категории грузовиков, заняв по итогам десятого этапа ралли «Дакар» соответственно первое и второе места.

377-километровый спецучасток стал ареной ожесточенной борьбы двух команд – «КАМАЗ-мастера» и «сборной» Жерара Де Роя. Накал страстей и нервозная обстановка заставляют спортсменов делать ошибки. Но позиции одного из лидеров – Стейси серьезно пошатнулись: от идущего на третьем месте Артура Ардавичуса его отделяют всего лишь 4 минуты 50 секунд. За четвертое место в генеральной классификации также развернулась нешуточная борьба между Андреем Каргиновым и испанцем Пэпом Вилой. Грамотное распределение сил на спецучастке «Икике-Арика» помогло молодому камазовскому пилоту сократить разрыв с Вилой с 11 минут до 2 минут 28 секунд!

Что и говорить, эта победа после стольких злоключений была очень нужна «КАМАЗ-мастеру». Она ободряет и болельщиков, и экипажи. Ждать развязки осталось недолго – ралли завершается через два дня.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*