Очень серьезную проблему – интенсивного развития промышленности и нефтехимии в Закамье и все ухудшающейся в связи с этим экологии – поднял на днях генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин, выступая на расширенной коллегии трех ключевых министерств Татарстана – экономики, энергетики и промышленности и торговли.
– Очень большое беспокойство вызывает такое интенсивное развитие на территории Камского экономического региона химических производств и машиностроения. Я бы очень хотел, чтобы было публично сделано исследование экологической нагрузки на данную территорию со стороны наших промышленных предприятий, – заявил он, – потому что такое развитие даже при соблюдении экологических норм и чистых технологий, конечно, может дать нагрузку, которая приведет к необратимым последствиям. Мы должны это знать сегодня, прогнозировать, чтобы все предприятия закладывали в свои проекты тот уровень экологической защиты, который необходим.
Это стоит очень серьезных денег. То, что мы сделали на своем, одном из самых экологически вредных производств окрашивающего комплекса – мы полностью исключили его влияние на окружающую среду. Мы перешли на краски на водной основе и добились того, что во внешнюю среду не выбрасывается никаких вредных веществ.
Конечно, жители таких городов, как Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Альметьевск, где сосредоточено практически 80% производств нашей республики, заслуживают лучших условий проживания. Все эти города строились под конкретные бизнесы: Набережные Челны – под «КАМАЗ», Нижнекамск – под нефтехимию. Это спальные города, они очень хорошо спланированы по инфраструктуре. Но наши люди заслуживают лучшей жизни с точки зрения медицинского обслуживания.
Я не говорю, что ничего не делается. Делается очень много – сейчас вот открыли БСМП в Набережных Челнах. Тут сказать нечего, это правильное движение. Но все-таки я считаю, что мы должны нашим людям создать гораздо лучшие условия, чем они сегодня имеют. Речь идет об одном районе – налоговые поступления от расположенных в нем предприятий до 2020 года ожидаются колоссальные. И то, что нужно вложить в инфраструктуру региона, – это фактически 30-40% от объема налоговых поступлений, который бизнес обеспечивает в бюджеты всех уровней.