В последнее время российское правительство с небывалым энтузиазмом взялось за разработку законопроекта о налоге на роскошь. Каждый день Интернет-сообщество будоражат все новые и новые предложения от Минэкономразвития: как определить, «Майбах» – это роскошь или средство передвижения? По его стоимости, возрасту или «лошадкам»? Как установить, подлежит ли загородный дом «роскошному» налогообложению, – по его кадастровой или рыночной цене? А может, взять за основу площадь? Ну, а как заставить владельцев раскошеливаться за частные самолеты, яхты и вертолеты – вообще непонятно. |
Налог на роскошь подтолкнёт часть граждан выводить свои капиталы за рубеж
|
Вопрос «с бородой» Налог на роскошь – вопрос «с бородой»: на разных уровнях он обсуждается уже несколько лет и находит неизменную поддержку у большей части общества. Интересна судьба законопроекта: в 2007-м его впервые подали «справороссы» – налог на роскошь, по их мнению, позволит пополнить казну и «противодействовать неправомерному развитию роскоши у узкой прослойки российского общества». Но их обвинили в предвыборном популизме, и дело замяли. В 2010-м к нему вернулись и даже рассмотрели в Госдуме – и только. Вернуться к обсуждению налога на роскошь чиновников заставил тогда еще кандидат в президенты страны Владимир Путин. По случайному, вероятно, совпадению, аккурат перед думскими выборами, 28 ноября 2011 года он сделал заявление: – Налоги для простого гражданина не должны быть обременительными, а вот роскошь и сверхпотребление должны облагаться более высокими налогами. Это очевидный факт. Должны пройти – По статистике, свыше 65% россиян поддерживают идею налога на роскошь: он отвечает идеалам социальной справедливости о том, что богатый должен платить больше. С точки зрения поддержки электората, идея хороша. Но с экономической точки зрения, она не выдерживает никакой критики. Во-первых, формальное разграничение, что уже роскошь, а что еще не роскошь, – не такой простой вопрос. Например, звучат предложения разграничивать автомобили по мощности двигателя. Но ведь довольно много людей приобретают большие американские машины с сильными моторами! Это вовсе не значит, что старенькие внедорожники относятся к предметам роскоши. Во-вторых, большинство дей-ствительно состоятельных людей легко от этих налогов уклонится. Способов несколько. Движимое имущество (яхты, самолеты, вертолеты), как правило, просто оформляется в других странах – и всё. Будете в аэропорту – по-смотрите внимательно на буквы и цифры на хвостах самолетов. Это уникальный международный регистрационный номер воздушных судов, который не повторяется. Так вот, если первые две буквы будут любые, кроме латинских RA, это означает, что самолет зарегистрирован не в России. По территории нашей страны летает 90% таких бортов. С недвижимостью вопрос можно тоже решить с легкостью: формально она разделяется на части и регистрируется на бедных родственников (популярный, кстати, прием!). В результате от введения налога на роскошь бюджет ничего не получит. Вместе с тем это подтолкнет часть состоятельных людей тратить деньги не в России, а в других странах. Так что, с одной стороны, инициатива популярна, но с другой – польза от нее равна нулю. Мало того, в налоге на роскошь есть даже некоторый вред, потому что это подтолкнет часть граждан выводить свои капиталы за рубеж. Другой вопрос, что в дальней перспективе, когда наша экономика подтянется до уровня экономик развитых стран, когда у нас снизится коррупция (уже одна эта присказка отодвигает нас в далекое будущее!), когда возрастет культура граждан – тогда, по аналогии с некоторыми странами, нечто подобное, скорее всего, надо будет вводить и в России. Но должны пройти десятилетия, прежде чем эта идея станет дей-ствительно актуальной. Как платят – В чистом виде налога на роскошь нет и в большинстве развитых стран. Там другая система. Во-первых, есть прогрессивный налог на доход – то есть богатые люди платят больше. А во-вторых, для людей небогатых действует множество льгот: на ребенка, на неработающего члена семьи и так далее. Именно через такую схему и реализуется «налог на роскошь» (хотя он так не называется): состоятельные европейцы платят много налогов и ставки для них высоки, а для людей бедных предусмотрены вычеты. Впрочем, как только они встают на ноги, начинают платить гораздо больше. Плюс в большинстве развитых стран приличные налоги на автотранспорт. При этом маленькие, скромные машинки имеют льготное налогообложение, а вот владельцы больших, явно роскошных авто платят по полной. Обратите внимание, что большинство машин в Европе – заметно меньше, чем у нас в России. И это тоже косвенный налог на роскошь! Полная бессмыслица – Налог на роскошь – это ти-пичный предвыборный законопроект, который прекрасно отражает чаяния довольно большой части электората – «взять всё и поделить», – убежден Сергей Хестанов. – Он был внесен, чтобы вызвать симпатии части электората. Я почти уверен, что пройдет какое-то время – и его благополучно спустят на тормозах, как это делалось все последние годы. Неудивительно, что и автор-ство этой инициативы принадлежит именно «Справедливой России», – это вполне согласуется с популистскими заявлениями партии. Но, как я уже сказал, |