«Сердечный» прорыв в БСМП

В июле прошлого года всемирно известный кардиохирург Ренат Акчурин провел три операции по аортокоронарному шунтированию в БСМП Набережных Челнов. Визит легендарного врача и операции, проведенные в режиме мастер-классов, стали точкой отсчета работы только что созданного отделения кардиохирургии.
 

Сергей Корней:
«Сегодня до встречи с вами провели 73-ю операцию»
 

Те первые операции, проведенные летом в стенах БСМП, без преувеличения можно назвать высшим пилотажем в кардиохирургии. Но и после отъезда из Набережных Челнов Ренат Акчурин не сомневался в том, что новое отделение будет соответствовать изначально заявленному высокому уровню. Ведь академик Акчурин рекомендовал городу одного из своих лучших учеников – известного кардиохирурга Сергея Корнея, владеющего уникальными технологиями. Именно Сергей Михайлович возглавил отделение, переехав с семьей в Набережные Челны из Москвы.

Кардиохирургическая служба БСМП, как воздух, нужна была пациентам с ишемической болезнью сердца, причем не только челнинцам, но и жителям всего северо-восточного региона Татарстана.

Журналист «Недели» встретился с Сергеем Корнеем, чтобы узнать о прошедших восьми месяцах работы, об успехах, проблемах и перспективах развития отделения кардиохирургии.

 

1. Очередь на операции будет расти

– Сергей Михайлович, сколько операций вы провели в БСМП за это время и каких, и сколько планируете провести в 2012 году?

– Сегодня до встречи с вами провели 73-ю операцию. Все они – по аортокоронарному шунтированию, но разной степени тяжести. Хочу отметить, что мы уже неоднократно оперировали пациентов с осложненными формами ишемической болезни сердца.

В 2012 году планируем делать операции ежедневно. К сожалению, на данном этапе наше отделение просто не в силах осуществить более 200 вмешательств в год из-за недостатка «профессиональных сил».

– Какова потребность в таких операциях по Закамскому региону?

– Около 350-400 операций в год. На данный момент 160 человек ждут своей очереди, чтобы сделать операцию именно в БСМП. Если учесть, что с каждым годом диагностика заболеваний сердца становится все более доступной, вероятно, в ближайшее время потребность в кардиохирургической помощи значительно возрастет. Для челнинских пациентов количества вмешательств уже сейчас явно недостаточно.

– Что необходимо сделать, чтобы объем операций стал больше?

– Для этого нам потребуется увеличить штат медицинского персонала, обучить сотрудников, а также пересмотреть процесс взаимодействия между отделениями, вовлеченными в лечебный процесс. Кроме того, нам не обойтись без отдельной кардиореанимации, доступной функциональной диагностики, второй операционной и дополнительных специалистов, таких как анестезиологи и перфузиологи.

– Пока оперируете только вы?

– Да, все операции провожу я. Становление кардиохирурга – очень длительный процесс. Но у меня в бригаде – талантливые молодые врачи, которые прошли обучение в Москве. Я уверен, что через несколько лет они поднимутся на очень высокий уровень.

Хотел бы заметить, что кардиохирургия – это слаженная работа команды, без которой один кардиохирург не в силах что-либо сделать. Мне повезло с анестезиологами, перфузиологами, реаниматологами, кардиологами, медсестрами. Все они – высококлассные специалисты, понимающие свое дело, прошедшие хорошую закалку в стиле работы «скорой помощи».

 

2. Шанс на выздоровление
есть всегда

– Как пациент может получить так называемую квоту на операцию?

– Как только будет по-ставлен диагноз, требующий кардиохирургического лечения, пациенты направляются на консультацию в наше отделение. Кардиохирург должен подтвердить показания к оперативному вмешательству, после чего пациент вносится в лист ожидания плановых операций. В момент вызова на госпитализацию он должен иметь направление из поликлиники по месту жительства и результаты анализов, заранее нами назначенных.

Таким образом, само слово «квота» пациента не должно беспокоить. Квота – это своеобразный «билет» на оперативное вмешательство, которое требует применения высоких технологий. Билет, который оплачивается государством из федерального или республиканского бюджета.

– Существует ли возможность в экстренных случаях оперироваться вне очереди?

– Экстренный случай априори подразумевает неотложность помощи в любой ситуации. Дело в том, что в кардиохирургии экстренный случай не развязывает руки хирургу на безотлагательную помощь. Дело в том, что в подобных ситуациях требуется тщательная подготовка пациента к операции. Безусловно, бывают случаи, когда «по жизненным показаниям», несмотря на огромный риск, больному дается последний шанс, и операция проводится.

В остальных же 90% случаях кардиохирургия имеет плановый характер. Но и здесь не все так однозначно. Приведу простой пример: у пациента хроническая ишемическая болезнь сердца, ее течение равномерное, он правильно принимает лекарство, однако в некоторый момент развивается острый инфаркт миокарда или внезапная смерть. Так где же грань между «плановым» и «экстренным»? Таким образом, после постановки диагноза и определения показаний к операции желательно провести ее в кратчайшие сроки. В противном случае, если болезнь приобретает экстренный характер, в кардиохирургии шансы на успешность лечения уменьшаются в десятки раз.

– Сколько времени приходится ждать пациенту, когда его пригласят на госпитализацию?

– Возможности прооперироваться непосредственно после установки диагноза нет нигде в мире. К примеру, в Европе больные ждут от месяца до двух. В России может доходить до шести месяцев и более, так как кардиохирургов не хватает, а учреждения не предназначены для выполнения больших объемов кардиоопераций. Исключение составляют новые федеральные кардио-хирургические центры и исторически устоявшиеся известные институты. Но собраться в столь дальний путь по силам не каждому пациенту. Это тяжело не только физически, но и морально.

К слову, сегодня в БСМП мы оперируем пациентов, которых консультировали в октябре-ноябре прошлого года.

– Может ли человек сам оплатить операцию, если есть желание сделать ее быстрее?

– Такая возможность у нас есть. В больнице работает отделение платных услуг, где можно получить соответствующую информацию.

– Во сколько обходится одна операция бюджету?

– Себестоимость одной операции коронарного шунтирования составляет около 140 тыс. рублей. А если учесть все остальное лечение, которое неотъемлемо прилагается (наркоз, реанимация, послеоперационный период), то общая сумма достигает 247 тыс. рублей. В Европе и США за такую же операцию и с таким же расходным материалом пациент платит в четыре-пять раз больше.

 

3. «В операционную заходим с улыбкой…»

– Какими были эти восемь месяцев для отделения кардио-хирургии?

– Первым и самым главным «судьей» в работе любого хирурга являются цифры операционной летальности. Мы по сей день, к счастью, никого не потеряли, и это говорит о правильности построения работы в отделении. Серьезных осложнений также не было. И это наша общая заслуга.

Эти восемь месяцев были очень непростыми. Не столько физически, сколько морально, так как изначально я поставил перед собой задачу запустить отделение без человеческих потерь. И для ее выполнения потребовались значительные внутренние затраты. Надеюсь, что таким образом мы заложили оптимистичную основу развития кардиохирургии в БСМП.

Хороший результат проведенных операций снял «стресс начинающего», а это немаловажно. Приятно смотреть, когда коллеги заходят в операционную с улыбкой, с верой в то, что и сегодня все будет хорошо. Период становления позади, и он подтвержден конкретными результатами.

– О чем вы как врач мечтаете?

– Конечно, хотелось бы решить извечный вопрос недостатка кадров, который и здесь сильно ощутим. Как и любому нормальному доктору, мне тяжело смотреть на невозможность иметь постоянного дежурного врача в отделении.

Кроме того, наше отделение имеет удаленное расположение от важных точек экстренной помощи: реанимации и так называемого кардиопита. Таким образом, нам еще есть над чем работать. Главное, скелет кардиохирургической службы создан. Теперь нужно придать ему подобающий вид, и тогда мы сможем приступить к лечению более сложных больных и наращивать оперативные объемы.

А в последующем сможем приглашать гостей, например, коллег из Европы.

Но только после решения вопроса с кадрами, завершения оснащения отделения и организации бесперебойной поставки расходного материала можно полноценно ответить на потребности всего северо-восточного региона Татарстана в подобных операциях.

p align=p align=

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

8 Комментария

  1. Читаешь интервью с такими докторами и понимаешь, что у нашей медицины есть будущее. Даже удивительно, как этот человек приехал в наш город?

  2. Спасибо за статью. После праздников запишусь к этому врачу на прием. А то ведь собирался в Казань ехать, даже не знал, что под боком такие хирурги есть.

  3. А как долго этот врач будет здесь работать? Ему хотя бы нормально платят? Как он сюда приехал, просто удивительно.

  4. Отличное интервью — все очень по делу. Спасибо за информацию! Да и сам доктор впечатляет: чувствуется сколько нервов, напряжения и сил стоит за этими словами и цифрами, как нелегко ему дается поднятие этой "целины". Это настоящее подвижничество! Очень надеюсь, что ему удастся воспитать достойные кадры и самому не надорваться. Сил вам и бодрости духа, Сергей Михайлович!:)

  5. Прекрасно что в наш город приезжают прекрасные специалисты, и что у нас уже могут оказывать медицинскую помощь на уровне крупных специализированных центров. Но где свои местные кадры, где наша молодёжь, почему их не обучают? Сегодня с утра буран, почти никакой видимости. А главный врач станции переливания крови отправил на старой развалюхе УАЗике своих сотрудников за тридевять земель в Актаныш для заготовки крови. Машине старая, ненадежная, чтобы не испачкаться в ней сотрудники надевают на себя старые телогрейки. В эту машину набивают кучу сотрудников с кучей оборудования для обследования доноров и забора крови. Если главный врач считает возможным рисковать жизнью сотрудников, почему не рискует своей жизнью и не едет вместе с ними в этой развалюхе, а сидит в своем теплом кабинете и скучая разглядывает из окна свою Гранд-Витару и людей проходящих мимо. Наверно хорошо самому получать премии и благодарности за выполнение плана — а цена не имеет значения. Молодые женщины — сотрудницы СПК выезжающие в Тмутаракань, в такую погоду — когда хороший хозяин и собаку из дома не выгонит, имеют малолетних детей, а в случае непредвиденных обстоятельств кто им заменит маму. На такой случай сотрудники не имеют даже специальных страховок. А куда смотрят наши надзорные органы, которые дают разрешение на перевозку людей в этой скотовозке на такие расстояния. Извините накипело, и переживаю за свою супругу, которая на этой скотовозке отправилась сегодня на выезд.

  6. С.М.Корней. Я, ваш пациент в 2003г. Вы мне сделали уникальную операцию на сердце. я. живу благодаря Вам!!! .Спасибо, С.М. Рад за Вашу карьеру. Побольше бы таких кардиохирургов, Счастья Вам во всём. Дарите жизнь людям, как подарили мне! Рад бы был узнать, что Вы меня помните. Я. ведь. думаю, что я был из первых ваших серьёзных пациентов.

  7. Спасибо Вам!Теперь доверяю Журавлеву А.М. предстоит операция.

  8. Уважаемый Сергей Михайлович! Большое спасибо вам что подарили мне еще 11 лет жизни. В 2007 году вы мне делали операцию в городе Тюмени. Я оочень сложный пациент. Два клапана и кардиостимулятор. Очень тяжелый был путь реабилитации, но это все позади. Очень хочется вас разыскать… где вы сейчас работаете.. опять нужна ваша помощь. Хочется доверить себя только такому профессионалу как вы.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*