Железнодорожный роман компании «Содружество»

генеральный директор железнодорожной пассажирской компании ОАО «Содружество» Иван Белов

генеральный директор железнодорожной пассажирской компании ОАО «Содружество» Иван Белов

Несмотря на форс-мажоры и «сюрпризы», которые часто преподносит матушка природа, железная дорога – это всегда образец надежности и пунктуальности. Практически каждый, кто хоть раз путешествовал поездом, может вспомнить, как отчаянно опаздывал и успевал запрыгнуть на ступеньку в последний момент. А все потому, что графики движения поездов четко скоординированы и отлажены до автоматизма. Кажущаяся такой естественной и легкой со стороны, годами отработанная система – труд и головная боль многих и многих людей.

Сегодня в гостях у «Недели» генеральный директор железнодорожной пассажирской компании ОАО «Содружество» Иван Белов – человек основательный, деятельный и амбициозный. Перед внушительной как по численности, так и по уровню профессионализма командой «Содружества» (а это около 1000 человек персонала!) Иван Алексеевич ставит конкретные задачи и требует таких же конкретных и эффективных результатов. В системе железнодорожного транспорта по-другому и нельзя: стоит одному винтику повернуться не в ту сторону – нежелательные последствия коснутся всей сети.

О том, как ему удается управлять такой впечатляющей «железнодорожной империей», Иван Белов откровенно рассказал читателям «Новой недели».

Дрался с Героем Советского Союза

– Иван Алексеевич, трудно поверить, что вы с детства хотели связать свою жизнь с дорогой, да еще и железной…
– Я всю жизнь мечтал стать поваром. Сейчас объясню, почему. Жили мы раньше бедно. Это 60-е годы. А семья была большая, я – шестой ребенок, никак не мог досыта наесться… Так и говорил маме: «Я вырасту и буду поваром, тогда всех вас накормлю!» И ведь стремился осуществить свою мечту – не получилось, – вздыхает профессиональный железнодорожник Иван Белов. – А сейчас, к сожалению, даже готовлю редко: не до этого.
– Как же начался ваш «железнодорожный роман»?
– Тогда модно было быть машинистом, железнодорожником – что ты! Поэтому и выбрал, наверно, эту стезю. Ну, и, конечно, многие мои товарищи хотели стать космонавтами. Кстати, я учился в параллельном классе с космонавтом Николаем Будариным, дважды Героем Советского Союза. Мы с ним даже иногда дрались. Спустя годы я ему сказал: «Вот мало я тебя бил… Колотил бы больше, ты бы был уже трижды Героем!» (Смеется).

Всё строится на доверии

– Сможете ли вы вывести какую-то формулу успеха вашего предприятия, и какими принципами руководствуетесь сами как директор?
– На мой взгляд, все должно быть построено на доверии. Вся система в обязательном порядке будет эффективно работать только у здравомыслящего и деятельного руководителя – ее выстроить необыкновенно сложно, но нужно. Это фундамент, на котором уже нужно по кирпичику располагать все остальное.
Что касается руководителя, он должен быть хозяином. Непременно авторитетным, но не с тем авторитетом и уважением, которые нагнетаются – их нужно именно заработать. Копать и пахать глубже – директор должен пройти все пути с самых низов и знать всю систему организации от и до. Без этого невозможно, на мой взгляд, хорошее управление.
ОАО «Содружество» работает на результат, и каждый наш сотрудник должен быть эффективен и компетентен в своей области, а это залог общего результата и непрерывного развития нашей компании. Мы пристальное внимание уделяем мелочам и деталям имиджа и репутации компании, направляем все силы и командные действия на достижение результата и повышение уровня обслуживания. Я требователен к себе и требую от своих сотрудников такой же самоотдачи, личной и командной ответ-ственности, инициативности
и компетентности.

Богаты регионами

– Давайте вернемся на два года назад, когда было основано ОАО «Содружество». Как все начиналось?
– Компания начала свою деятельность с 1 октября 2009 года. Сначала в качестве агента ОАО «РЖД» по оказанию услуг для оформления железнодорожных проездных документов на поезда формирования ОАО «РЖД». За два с лишним года мы провели серьезную и трудоемкую работу по наращиванию объемов перевозок, сокращению безбилетного проезда, повышению производительности труда и качества предоставляемых услуг. За все время работы ОАО «Содружество» показало себя добросовестным партнером, во взаимодействии с которым никогда не возникало сложностей.
– Сегодня «Содружество» – это…
– …очень богатая на регионы компания и более миллиона перевезенных пассажиров в месяц. Мы осуществляем пригородные пассажирские перевозки в пределах границ бывших Казанского и Ижевского отделений ОАО «РЖД» на территории 10 субъектов Российской Федерации: это Свердловская область, Республика Башкортостан, Удмуртия, Пермский край, Республика Татарстан, Чувашия, Марий Эл, Мордовия, Нижний Новгород и Киров-ская область. Особенно важным сейчас является вопрос кон-
структивного взаимодействия со всеми этими регионами России по вопросам регулирования тарифов и перевозок льготных категорий населения. Если говорить о поддержке пригородных перевозок со стороны регионов, то можно отметить устойчивую тенденцию снижения объемов компенсации потерь.

Приросли на 500 километров

– Как татарстанцам нам интересно знать, как обстоят дела в сфере пригородных пассажирских перевозок именно в нашем регионе, к тому же в Республике Татарстан ОАО «Содружество» активно осваивает новые территории.
– Мы особенно горды тем, что количество пассажиров пригородного железнодорожного транспорта в Татарстане на новом участке обслуживания ОАО «Содружество» увеличилось по итогам первого квартала 2012 года на 10 процентов.
В настоящее время наша компания осуществляет деятельность на двух главных железнодорожных узлах Татарстана – казанском и агрыз-ском – почти 60 парами поездов. На участке Куйбышевской железной дороги работают 10 пар. Зона обслуживания «Содружества» приросла почти на 500 километров. Это участки Бугульма – Круглое Поле – Нижнекамск, Нижнекамск – Набережные Челны – Алнаши, Бугульма – Кандры.
– Изменились ли тарифы на новых участках вашей зоны обслуживания?
– На новых участках назначен утвержденный в Татарстане тариф, который экономически выгоден компании и нацелен на то, чтобы пассажир оплачивал всю поездку сразу. Если называть конкретные суммы, то первые две зоны обходятся в 16 рублей, следующие дешевле – до 9 рублей.

20 тысяч пассажиров в месяц – это смешно!

– Иван Алексеевич, 30 мая вы посетили Набережные Челны и обратились к администрации города с просьбой создать рабочую группу и решить проблему невостребованности пригородных перевозок в Закамской зоне.
– Да, действительно, потому что я крайне обеспокоен перспективой развития перевозок. Вы только представьте: в Закамской зоне протяженностью 503 километра количество перевозимых пассажиров – всего 20 тысяч человек в месяц – это до смешного мало! Для сравнения, в год мы перевозим почти 14 млн. пассажиров! А тут такая маленькая цифра… Ну, разве так может быть?! Я чувствую, что здесь есть большой нераскрытый потенциал. И наша задача – его раскрыть. Думаю, что в скором времени это не получится сделать, но «Содружество» готово взяться за это дело основательно. Мы не сдадимся и не оставим вас в покое! (Смеется).
– В чем же вы видите причины такого небольшого пассажиропотока, и какие пути решения проблемы предложили в Набережных Челнах?
– Может быть, о нашей компании просто не знают пассажиры, а может быть, некорректно составлено расписание, – в этом нам нужно обязательно разобраться. На совещании я предложил решить этот вопрос совместными усилиями. Ведь в результате нам нужно многократно увеличить количество перевозимых пассажиров – малым мы никогда довольствоваться не будем! Я лично настроен повысить эту цифру раза в 4 как минимум.
Что касается решения этой проблемы, то заместитель руководителя исполкома Набережных Челнов Айрат Зайнуллин пообещал всячески содействовать поиску путей решения. В ближайшее время будет создана рабочая группа, куда войдут наши представители, работники железнодорожного вокзала и отдела транспорта и связи управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения. Участники этой рабочей группы проведут мониторинг, изучат маршруты и направления пригородных перевозок с целью составления удобного для пассажиров расписания поездов. Кроме того, все желающие могут обращаться в управление транспорта с предложениями и замечаниями по работе компании, а впоследствии все пожелания будут учтены при составлении маршрутов движения пригородных поездов.
– Порадуете ли вы нас новыми проектами, направлениями или маршрутами?
– Конечно, ведь ОАО «Содружество» находится в постоянном движении. С 27 мая мы продлили маршрут поезда Ижевск – Набережные Челны до Бугульмы с остановками в Заинске, Альметьевске и Лениногорске. В составе поезда, само собой, курсируют вагоны повышенной комфортности.
Сейчас разрабатывается новый график движения поездов, который удобен в первую очередь пассажирам, а не организаторам перевозок. И, конечно, постараемся сделать так, чтобы поезда ходили в наиболее подходящее для большинства пассажиров время и при этом не имели длительных стоянок.
Среди наших будущих мероприятий по улучшению сервиса – внедрение новых видов проездных абонементов, запуск в эксплуатацию билетопечатающих автоматов, введение вагонов повышенной комфортности, проект по экипировке вагонов пакетированным углем, реализация чайной продукции, а также дальнейшее обучение и повышение квалификации сотрудников.

Английский зазвучит в поездах

– Кстати, о сотрудниках. Зерно каждой компании – его коллектив. Именно от него зависит успех и процветание любого предприятия. Расскажите, какой он у вас в ОАО «Содружество».
– За два года нам удалось создать сплоченную команду и выработать эффективную кадровую политику. Да, есть
и трудности и недоработки, но это не бездушные машины, а люди. Но основа уже сейчас есть. У нас очень много настоящих трудоголиков, увлеченных своим делом, профессионалов – на всех уровнях отлаженной системы. Я иногда могу и сорваться, и пожурить, но в то же время понимаю, что наши сотрудники делают большое дело.
Кстати, средний возраст наших работников – 33-35 лет. Поэтому коллектив у нас довольно молодой и инициативный. Многих мы обучаем на специальных курсах, в том числе английскому языку. У нас есть группа из 20 человек, которая непосредственно будет работать на Универсиаде 2013 года в Казани. Все они не старше 30 лет. Сегодня английский язык очень востребован, и такие курсы, я считаю, обязательным условием повышения квалификации своих сотрудников. Обучение будет продолжаться 4 месяца. Я уже наставил на путь знаний всех будущих «англичан»: «Попробуйте только не пройти курсы!..» (Смеется).
– В вашем коллективе около 1000 человек. Насколько трудно управляться со всеми?
– Главное – создать фундамент и в последующем поддерживать хорошие условия, рабочую атмосферу. Слаженная и плодотворная работа и достижение необходимых результатов возможны только при сплоченном взаимодействии всего коллектива, поэтому мы стараемся удерживать динамику заработной платы. Кроме этого, социальное обеспечение – важная составляющая, обязательное и добровольное медицинское страхование, профессиональное обучение, обеспечение спецодеждой и формой.

«Да, мы – захватчики!»

– Иван Алексеевич, какими вам видятся перспективы развития ОАО «Содружество» в будущем? На чем сейчас будете делать акцент – на расширении географии пассажирских перевозок?
– Обязательно! Первым делом сосредоточимся на расширении зоны обслуживания. Недавно в одной из газет нас назвали «захватчиками». Да, мы – захватчики и будем такими, уж поверьте! Вот недавно Пермь выставила нас на торги, и мы должны непременно их выиграть. Это наша цель. В условиях рыночных отношений именно такой позиции и нужно придерживаться – иначе останешься у разбитого корыта.
Поэтому перспективы развития нашей компании – это расширение и захват новых рынков. Без новых бюджетных ассигнований мы просто остановимся, произойдет застой. «Демократия хороша при сильной власти» – это не мои слова. В нашей компании именно такая. У нас порядок, дисциплина, жесткая обстановка и контроль.
– Что является самым сложным в деятельности компании и лично для вас?
– Менять представления людей о железнодорожном тран-спорте и имидж своей компании – ой как нелегко! Однако в отношении части пассажиров нам это удалось. И сегодня к нашим комфортабельным поездам уже выстраиваются очереди – лучшее моим словам доказательство. А что касается лично меня, то я как руководитель должен изменить привычные представления своих работников об условиях труда в сфере железнодорожного транспорта и сделать все возможное для того, чтобы их улучшить. И я этим плотно занимаюсь.

Сервис от А до Я

– В чем конкурентные преимущества ОАО «Содружество» и его главные отличия от других подобных компаний?
– Сегодня средняя заработная плата сотрудников нашей организации – 21 тыс. рублей, и за эти деньги мы вполне обоснованно требуем от каждого четкого выполнения своих служебных обязанностей. Из каждой мелочи складывается имидж компании, а жертвовать им – слишком дорогое удовольствие для нас. Мы дорожим репутацией. В вагонах вы не встретите пьяных и хамоватых проводников, как было принято раньше в системе пригородного железнодорожного транспорта. О том, чтобы подавали чай в пригородных поездах, и речи никогда не было. Систематический медицинский осмотр, чистые, ослепительно белые переднички, маникюр у проводниц, да и ласковое, душевное отношение к пассажирам. Это нонсенс! А для нас – норма и важная составляющая имиджа компании «Содружество».
– Давайте попробуем представить пригородную пассажирскую компанию ОАО «Содружество» через несколько лет. Какой она будет, как вы считаете?
– Не хочу загадывать и делать какие-то прогнозы. В настоящее время наша задача состоит в улучшении транспортного сервиса, а также в гарантии безопасных и комфортных перевозок в пригородном сообщении. И я уверен в том, что компания будет и в будущем обеспечивать пригородные пассажирские перевозки в своей зоне обслуживания с сохранением социальных гарантий населению.
«Содружество» никогда не стоит на месте. Для того чтобы вывести пригородный пассажирский комплекс на качественно новый уровень, мы будем реализовывать мероприятия по снижению эксплуатационных расходов и повышению доходности, в том числе путем развития новых видов деятельности, улучшения качества сервиса и расширения спектра оказываемых услуг – от А до Я.

 

Наше досье

Иван Алексеевич Белов родился 6 августа 1953 года в деревне Ключищи Тюлячинского района Татарской АССР. Окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности инженер-механик в 1981 году. С 1972 года работал бригадиром локомотивного депо в Амурской области, затем мастером, приемщиком МПС и старшим мастером электромашинного цеха локомотивного депо станции Агрыз Горьковской железной дороги. В 1993 году становится начальником локомотивного депо станции Агрыз. В 1994 году Иван Алексеевич был назначен главой администрации Агрызского района. С марта 98-го руководил Казанским отделением Горьковской железной дороги.
В этой должности Иван Белов проработал 10 лет.
Трижды избирался депутатом Государственного Совета Республики Татарстан.
Имеет звания «Почетный железнодорожник», «Заслуженный работник транспорта Республики Татарстан», «Заслуженный работник транспорта Республики Чувашия», «Заслуженный работник транспорта Республики Марий Эл», «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».
С 2009 года назначен генеральным директором ОАО «Содружество».
Женат, имеет двоих сыновей и дочь.

 

О компании

Железнодорожная пассажирская компания ОАО «Содружество» была создана с участием в уставном капитале органов власти Республики Татарстан и Удмуртской Республики.
Компания начала свою деятельность с 1 октября 2009 года в качестве агента по продаже билетов.
На втором этапе развития – с 1 января 2011 года – она приступила к функциям перевозчика. В настоящее время на территории деятельности компании пассажиропоток составляет порядка 1 млн. пассажиров в месяц.

Метки: 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*