Минувшее воскресенье выдалось для мэрии Набережных Челнов несколько необычным. Придя в столь, казалось бы, неурочный час, корреспондент «Недели» обнаружил, во-первых, что, как в лучших традициях «деловых понедельников», «в нашем зале нет пустого места», а во-вторых, что мероприятие, заявленное как «пресс-конференция», превратилось в настоящие проводы. Проводы Олега Морозова в Москву.
Из «слуг народа» – в «слуги государевы»
Напомним, в последних числах мая бессменный первый вице-спикер Госдумы РФ, на протяжении девяти лет представлявший в нижней палате парламента интересы Татарстана и Набережных Челнов, пошел на повышение: его назначили начальником управления президента России по внутренней политике. Олег Морозов приехал попрощаться. А воскресенье было выбрано для этого потому, что теперь, перейдя из «слуг народа» в «слуги государевы», он уже не может, как раньше, ездить в регионы среди недели. Постоянное место работы Морозова отныне – Кремль.
Много добрых слов было сказано в этот день в его адрес. Мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев припомнил и миллиардные инвестиции, привлеченные Олегом Морозовым в наш город, и долгострои, завершенные именно в период его депутатства, и его адресную помощь конкретным людям (а таковых, кстати, через челнинскую приемную прошло более семи тысяч!). Наконец, глава попросил зачитать постановление о присвоении Олегу Викторовичу звания «Почетный гражданин города Набережные Челны».
– Еще Ильдар Халиков, будучи мэром, представил Олега Викторовича к самой высокой награде города, – открыл собравшимся маленькую тайну Василь Шайхразиев. –Так получилось, что она не была вовремя вручена: мы все ждали какого-то переломного момента – и вот дождались! – с этими словами мэр под аплодисменты зала стал прикалывать значок «Почетного гражданина» на лацкан морозовского пиджака. Но не тут-то было: значок возьми да и сломайся! Пришлось выносить новый.
– Не хочет, видно, отпускать… – молвил кто-то на задних рядах.
– Служу челнинцам и Набережным Челнам! – тем временем отозвался Олег Морозов. Нельзя сказать, что он выглядел в этот момент растроганным – скорее, воодушевленным.
«У нас есть «пунктик»…
В ответном слове теперь уже бывший депутат Госдумы поблагодарил всех жителей – и тех, кто голосовал за него (за поддержку), и тех, кто не голосовал (за то, что «не давали расслабляться»), и даже сделал признание:
– Когда я впервые приехал сюда в 2003 году, знаете, у нас, федеральных политиков, есть такой «пунктик»: нам кажется, что, раз нас показывают по телевизору, значит, нас все знают. И что же? Измерили мы уровень моей известности –
14 процентов! Вот с этого мы с вами начинали, когда была первая избирательная кампания. Но за эти девять лет я с полным основанием могу сказать, что стал гораздо ближе ко всем территориям, где я все эти годы работал. Это первое.
Второе. Я хочу, чтобы мои избиратели поняли: да, я ухожу всего через пять месяцев после выборов, но буду продолжать заниматься нужной для всех работой. И третье. В каком бы я ни был качестве, всегда дей-ствую по принципу: «Своих
не бросать!»
Распрощавшись с чиновниками, Олег Морозов коротко пообщался с журналистами.
Про тарифы и кризис
– 1 июля вообще будет тяжелый день, потому что и цены на водку вырастут из-за новой акцизной политики, и тарифы увеличатся. У нас есть понимание, что такого роста цен на ЖКУ, как в прошлом году, не будет – это установлено и законодательно, и контролируется административным путем. Хотя очевидно, что тарифы идут вслед за экономикой. Правительство будет стремиться удержать их хотя бы на уровне инфляции. Что касается надвигающегося кризиса, не знаю… Скорее, это конъюнктурная ситуация, связанная с тем, что «пляшет» цена на нефть, а мы очень чувствительны к этому показателю. Пока прогнозов, что мы «вползаем» в долгосрочный экономический кризис, нет. Мне представляется, что через какое-то время цена на нефть выйдет на более или менее понятные значения, и это остановит разрыв между долларом и рублем, хотя, по прогнозам, российская валюта уже не вернется на прежний уровень, а зафиксируется на отметке чуть выше 30 рублей. И это, на мой взгляд, для экономики даже хорошо: когда рубль слабый, это создает благоприятную ситуацию для продаж нашей продукции за рубежом.
Про новые задачи
– Слушайте, дайте мне разобраться! Я всего неделю как назначен! Мне проще сказать, чем я не занимаюсь. Управление внутренней политики – самое большое в администрации президента: 15 департаментов, под 150 сотрудников. Знаете, когда я собирал руководство, я сказал, что не настолько самоуверен, чтобы, встретившись впервые, ставить перед подчиненными какие-то задачи. Когда я разберусь, пойму, где все болевые точки, тогда мы будем формулировать задачи. А вообще, повестку вы все видите: она – за окном, и она звучит в ваших вопросах. Если вынуть из этого чистую экономику, социалку и кадры, – все остальное будет у меня.
Про судьбу приёмной и помощников
– Сказав, что никого не бросаю, я имел в виду не только Татарстан и Набережные Челны, но и конкретных людей. Разумеется, все мои сотрудники, помощники уж точно найдут себя в новой ситуации. Мы всем поможем найти место, которое отвечает их высокому уровню – и человеческому, и профессиональному. Никого не брошу!
Теперь депутатом от Челнов у вас остается Альфия Когогина – думаю, ее приемная будет продолжать работать. Если моего «сменщика» – а, я так понимаю, это Тимур Акулов, который идет следующим по списку, – закрепят за вашей территорией, здесь откроется и его приемная.
Про диалог с оппозицией
– Я не сторонник в диалоге с оппозицией каких-то резких движений. Я жесткий полемист и стараюсь соперника побороть в публичном пространстве. Но когда мы остаемся один на один, то мы становимся партнерами: оппозиционер мне не враг – он просто по-другому думает. И я всегда хочу услышать: почему он так думает? И хочу ему объяснить, почему я так думаю.
И когда мы начинаем вести такой диалог, мы лучше друг друга понимаем. Оппозиция – это совершенно нормальные, вменяемые люди, с которыми надо разговаривать. А вот когда ты не разговариваешь, они выходят
на улицу.
Любой несогласный с властью, как правило, нажимает на реальные болевые точки. Если он говорит о тарифах ЖКХ или о чистоте выборов в Краснояр-ске, – это абсолютно обоснованно. Мы, кстати, сейчас проводим там эксперимент: выборы в этом городе будут проходить только через «электронные урны» и при большом стечении наблюдателей – там уже ничего не «нарисуешь». Если мы там выиграем, то скажем оппозиции: «Мы слышим ваш сигнал – стерильные выборы, честнейшие!» Тогда у нее исчезнет повод.
Про митинг 12 июня
– Любое политическое событие оппозиция выбирает для того, чтобы привлечь большее внимание к своим целям, задачам, лозунгам. Когда ты не нарушаешь закон, тебя ведь никто палкой по голове не бьет, никто не разгоняет. А вот когда ты специально это делаешь, то шанс, что тебя арестуют или дадут дубинкой по голове, высок. Если оппозиция будет заявлять о себе в рамках закона, она будет услышана. Место митингующим предложено видное – это и проспект Сахарова, и Фрунзенская набережная. Конечно, если бы не было ограничений, они бы все свои собрания проводили прямо в Спасской башне Кремля! Но так же нельзя. 12 числа, кстати, мы тоже будем проводить большой концерт на Красной площади, посвященный Дню России.