Как русский гусляр до Америки добрался

«Волшебное путешествие Синдбада» – под таким названием этот фильм знают и любят тысячи американцев. Нам же он известен как «Садко», которому нынче исполняется целых 60 лет!

Союз двух лауреатов

«Подвиг разведчика», «Секретная миссия»… Какие фильмы! И за оба автор сценария – Константин Исаев – был удостоен Сталинской премии. А это в 40-50-е годы вам не хухры-мухры! Возможно, именно поэтому Константину Федоровичу и доверили написать сценарий к сказке «Садко». Каковую задумал снять режиссер Александр Птушко, «заслуженный сказочник Страны Советов» и тоже, кстати, лауреат Сталинской премии.
Фильм снимали по мотивам русского онежского фольклора о новгородском торговом человеке Садко. Был он красив на лицо, душой и телом мужественен и голосом певуч, завораживал слушателей игрой на гуслях. На пиру средь купцов Гос-
подина Великого Новгорода посетовал гусляр, будь де у него злато да прочее богатство, то накупил бы товара красного, снарядил бы корабли и поехал бы искать путей к синему морю и далее… По далеким морям, по раздолью земли пронес бы он славу Новгорода!
В своем новом фильме, как и во многих предыдущих, Птушко смело использовал принципы наложения кадров, комбинированную съемку и прочие кинотрюки. Сейчас, в эпоху всеобщей компьютеризации, эти эффекты кажутся наивными и даже смешными, но тогда, в середине прошлого века, они были по сути смелыми и передовыми.
Но о трюках и процессе съемок – чуть позже. А пока расскажем об актерах, которым довелось сыграть заглавные роли.

Идейный красавец и красавица

Как вы понимаете, в ту пору это должны были быть весьма серьезные актеры. Поэтому выбор Александра Птушко пал на отлично себя зарекомендовавшего Сергея Столярова, этакого русского богатыря.
В 1935 году Сергей Столяров сыграл свою первую заметную роль в кино – летчика Владимира в фильме Александра Довженко «Аэроград». Увидев его в этой роли, режиссер Григорий Александров пригласил Столярова на роль Ивана Мартынова в фильме «Цирк». После выхода картины актер с мужественной внешностью стал не просто знаменитым, а идеалом молодого советского человека. Больше того, образ Сергея Столярова был взят за основу при создании скульптуры рабочего в знаменитой композиции Веры Мухиной «Рабочий и колхозница».
Фильм Александра Птушко «Садко», в котором Столяров сыграл заглавную роль, совершил своеобразный прорыв в мировой кинематограф. Его успех высоко оценили в Венеции, где ему присвоили приз «Серебряный лев».
Партнершей по фильму Сергею Столярову подобрали подающую надежды актрису Аллу Ларионову. Еще во время учебы в школе она начала сниматься в кино в массовых сценах. После окончания школы поступила в ГИТИС, затем – в 1948 году – во ВГИК, где познакомилась со своим будущим супругом Николаем Рыбниковым («Девчата», «Высота»).
Когда на экраны вышел фильм-сказка «Садко», где роль Любавы доверили сыграть 22-летней Алле Ларионовой, на молодую актрису посыпались предложения от иностранных режиссеров, в том числе и от Чарли Чаплина. Но, как вы понимаете, в ту пору сниматься у западных режиссеров советским артистам, мягко говоря, не рекомендовалось.

Как Вертинскую забыли…

Еще один заметный персонаж в фильме – волшебная Птица-Феникс, которую талантливо сыграла художница (в ту пору) Лидия Вертинская (урожденная Циргвава), вторая жена великого Александра Вертинского, мать не менее известных актрис Марианны и Анастасии. Вот как она вспоминает съемки:
– Все актеры и актрисы на главные роли были подобраны. Искали исполнительницу на роль чудо-птицы Феникс. Режиссер фильма Александр Птушко придумал покрыть женское лицо птицы золотой краской. Вся съемочная группа искала актрису с оригинальной внешностью.
Кто-то рассказал Птушко, что у артиста Вертинского молодая красивая жена с нестандартной, оригинальной красотой, но она не актриса. Позвонили мне со студии и пригласили приехать на «Мосфильм», встретиться с режиссером. Я приехала, познакомилась с Александром Лукичом и его ассистентами. Мне предложили сделать цветную фотопробу, но покрыть лицо золотой краской я отказалась, зная, что это опасно. Мне сделали грим индийской красавицы, подчеркнули глаза, приклеили красный рубин на лоб, надели ожерелье и нарядную восточную корону с подвесками. Сняли лицо крупным планом.
Через два дня позвонили со студии и предложили приехать и заключить договор. Дальше возникли сложности. Для этого образа не нужны были ноги и мое «туловище». Птушко придумал положить меня животом на длинную доску, приподнять голову, снизу приделать туловище птицы, а мои руки вдеть в крылья и снимать только фронтально! Я опешила, быстро сообразила, что долго я эту съемку не выдержу. И, подумав, предложила ему свой вариант. В те годы я была очень тоненькая и худенькая, я села на стул, подобрала ноги, согнулась в коленках и стала совсем небольшой. Всем мое предложение понравилось. Мне сшили в мастерской Большого театра корсет из крепкой ткани, со шнуровкой, и меня затягивали в этот корсет, одновременно с металлическим помостом, на котором я сидела. Затем поверх корсета надевали на меня бирюзовые оперенья. Для их изготовления использовали перья двух павлинов, купленных в зоопарке.
В общем, я помногу часов была на маленьком железном сиденье на верху высокой искусственной ветки, крепко стянутая в три погибели жестким корсетом. Мои коленки были как бы грудью птицы, ноги – лапами, а руки вдеты в крылья. Движения очень ограниченные – только повороты головы, руками я поднимала крылья. А как ослепляли осветительные приборы… Однажды после удачной и долгой съемки выключили свет, вся съемочная группа зашагала к выходу из павильона, забыв обо мне. И я жалобно крикнула: «А я, меня же забыли!» Лишь тогда они оглянулись и всплеснули от удивления руками.
Конечно, мне было нелегко часами сидеть стянутой в таком трудном положении, но раз мои пробные съемки получились удачными, я решила терпеть. Потом была экспедиция в Ялту, где шли съемки в павильоне. На Одесской киностудии снимали натурные сцены, когда уже похищенную Птицу-Феникс выносят из дворца на площадь и заставляют ее усыпить воинов и слонов своим загадочным и низким голосом. А голос был не мой, меня озвучивала профессиональная актриса…

На продажу в Штаты

Когда фильм «Садко» вышел на экраны кинотеатров, рецензии были самые превосходные. А по столице развесили огромные плакаты с изображением Птицы-Феникс. Директор Художественного института им. Сурикова некто Модоров вызвал Лидию Вертинскую в свой кабинет и стал стучать кулаком по столу. Он орал, что либо она учится в институте и становится грамотным художником, либо уходит вон и снимается в кино. Вертинская очень испугалась. Но со временем сыграла-таки несколько заметных ролей в фильмах «Дон Кихот», «Новые похождения Кота в сапогах», «Королевство кривых зеркал»…
Учитывая, что в начале 50-х годов в СССР снималось не более двух-трех десятков картин, фильм получил оглушительную известность и с точки зрения политических дивидендов, и как художественное достижение советского кинематографа.
В 1963 году «Садко» был куплен режиссером и продюсером Роджером Корманом для показа в США, перемонтирован и переозвучен по новой версии. Сценарий для английской версии написал 23-летний Фрэнсис Форд Коппола. При этом фильм стал называться «Волшебное путешествие Синдбада». Так русская былина превратилась в американский экшн-фэнтези.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*