303 татарстанских выпускника в этом году ушли со школьного двора не с аттестатами, как полагается, а с «волчьим билетом» – скромными, серенькими справками об окончании учебного заведения. Часть из них была изгнана с ЕГЭ за «неджентльменское» поведение, другая часть – завалила два главных экзамена – русский язык и математику, третья – один из них, но дважды. 10 июля в республике подвели итоги выпускной кампании-2012.
Льготникам даётся один шанс
Поначалу министр образования и науки Татарстана Альберт Гильмутдинов остановился на организации ЕГЭ. Начиная с этого года, любой человек, зарегистрировавшийся как общественный наблюдатель, может присутствовать на ЕГЭ и контролировать всю процедуру его проведения от начала до конца. Мало того, он имеет право участвовать даже в рассмотрении апелляций. Но, естественно, без права голоса. Он же наблюдатель.
Еще из новшеств: сильно урезаны возможности «особенных» выпускников – призеров всероссийских олимпиад, детей-сирот, инвалидов I и II группы и так далее. Если раньше льготники могли пользоваться положенными им привилегиями при поступлении во все пять предусмотренных правилами ЕГЭ вузов, то теперь – только в один. Конечно, они могут подать документы еще в четыре учебных заведения, но участвовать в конкурсе будут на общих основаниях.
Изгнали с позором
Несмотря на все увещевания чиновников Минобрнауки и риск попасться с поличным, наши продвинутые детки продолжают надеяться на чудо-гаджеты и… списывают. В 2012 году с ЕГЭ «за использование средств связи» с позором были изгнаны 60 школьников (для сравнения: в 2011-м – 41), причем половина из них – без права пересдачи. А значит, дорога в вуз этим ребятам закрыта. Во всяком случае, в этом году. На 48 человек к тому же завели административные дела. А все – из-за «безобидного», казалось бы, списывания…
Результаты ЕГЭ четырех школьников из Арского, Нижнекамского районов, а также из двух районов Казани были аннулированы – «за размещение КИМ (контрольно-измерительных материалов) в сети Интернет». Как подчеркнул Альберт Гильмутдинов, вычисляются такие «доброжелатели» «на раз» – при помощи специальной программы. И это существенно осложняет ребятам жизнь.
Выше нас – только Кавказ!
В целом же результаты Татарстана по ЕГЭ выглядят заметно лучше, чем в целом по стране. Немножко посетовав, что «удивительно высокие баллы дают южные регионы, и это бросается в глаза», министр сообщил, что если бы не это обстоятельство, наша республика могла бы быть на лидирующих позициях.
Впрочем, нам грех жаловаться. Средний балл по всем экзаменам у нас и так выше российского. Причем по всем предметам, за исключением разве что легкого отставания по литературе. Даже по русскому языку, из-за которого сломано уже столько копий, наши 11-классники из года в год улучшают показатели, опережая при этом своих российских сверстников. Остается только удивляться: то ли это дети у нас сверхталантливые, то ли педагоги – невероятно продвинутые, то ли члены комиссии, проверяющие сочинения в задании С (именно от него во многом зависит итоговая оценка), не столь взыскательные к слову, как их коллеги за пределами республики…
Еще одна неожиданность ЕГЭ-2012 – 22 стобалльника по информатике против 2 в прош-
лом году.
– Объяснение у меня только одно: Татарстан взял уверенный курс на развитие IT-технологий. Как вы знаете, у нас строится много объектов, так или иначе связанных с этой отраслью. Получается, что количество переходит в качество, – развел руками министр образования.
Что же касается и наших «двоечников», судя по статистике, какой предмет ни возьми – проваливших ЕГЭ татарстанских школьников порой в разы меньше, чем в среднем по России! Взять, например, математику: 2,4% наших ребят не преодолели минимального порога – против 7,5% по стране. Надо ли говорить, что число «лоботрясов» в нашей республике так же неуклонно снижается (в 2009 году их было 9,2%, в 2012-м – 3,6%)?..
Кстати, в последние годы сформировался даже круг районов-аутсайдеров, из года в год показывающих наихудшие результаты по ЕГЭ. Поразмыслив некоторое время, Альберт Гильмутдинов все же решил их озвучить: это Агрызский, Рыбнослободский, Кукморский и Лаишевский районы.
Министр видит недостатки ЕГЭ
Напоследок журналисты поинтересовались у Альберта Гильмутдинова, что бы он изменил в проведении единого государ-ственного экзамена, будь у него такая возможность.
– Я убежденный сторонник ЕГЭ, – сходу заявил министр, перечислив все уже известные нам его «плюсы» – проверка знаний школьников третьими лицами, один экзамен как при выпуске, так и при поступлении, возможность поступить в престижные вузы страны. – Но у него есть и существенный «минус» – так называемое «натаскивание на ЕГЭ» (имеется в виду бесконечное прорешивание тестовых заданий, которым занимаются во многих школах, в ущерб прохождению программы – прим. ред.). Но самый действенный способ подготовки к единому госэкзамену – хорошо учиться, проходить раздел за разделом и только в последнем полугодии сосредоточиться на тестах. Поэтому я призываю учителей: «Забудьте про ЕГЭ! Просто учите». Второе, что бы я изменил, – это задания по гуманитарным предметам. Потому что, когда ребенок сдает историю, главное для нас все-таки не знание дат, а умение анализировать общественно-политические процессы. КИМы, к сожалению, этого не отражают.