В Татарстане вторую неделю подряд выясняют причины увеличения количества дорожно-транспортных происшествий. С начала года в них погибли 256 человек. Если на прошлой неделе начальник ГИБДД по РТ Рифкат Минниханов пенял на плохие дороги и необустроенные «зебры», то на последнем совещании признал, что «ГИБДД где-то недорабатывает», водители реагируют только на видеофиксаторы и перестали бояться инспекторов, которые, в свою очередь, расслабились после ухода от «палочной системы».
Поздравлять было не с чем…
В свой профессиональный праздник татарстанской ГИБДД было не до веселья. 3 июня, в очередную годовщину создания в России Госавтоинспекции, провели экстренное заседание правительственной комиссии по безопасности дорожного движения. И, судя по видеорепортажу с совещания, размещенному на портале правительства республики, председательствовавший на нем заместитель премьер-министра РТ Асгат Сафаров не был настроен на поздравления и приличествующие случаю дифирамбы. И, действительно, поздравлять ГИБДД было не с чем.
На прошлом совещании комиссии прозвучало, что за пять месяцев с начала этого года в Татарстане в дорожных авариях погибли 192 человека, а только за июнь и несколько дней июля список жертв ДТП увеличился почти на четверть – до 256.
– Превышение прогнозных показателей количества жертв ДТП допущены на территории Елабужского, Пестречинского, Зеленодольского, Азнакаевского, Бугульминского, Кукморского, Тукаевского районов, а также в Набережных Челнах. Почти в половине районов республики зафиксирован рост количества дорожно-транспортных происшествий и раненых в них людей, – сообщил начальник ГИБДД по РТ Рифкат Минниханов, выступивший с основным докладом.
Глава татарстанской Госавтоинспекции отметил, что, несмотря на увеличение «пресеченных фактов управления транспортным средством в нетрезвом состоянии», количество пьяных нарушителей возросло на треть.
– При этом рост отмечен в районах, допустивших снижение надзорной деятельности. Так, в Тукаевском районе выявляемость снижена на 33%, количество ДТП возросло на 50%, погибших – в шесть раз, раненых – на 36%. В качестве примера отсут-ствия целенаправленной работы в этом направлении приведу аварию, произошедшую 14 июня на автодороге Набережные Челны – Сарманово. Данное ДТП было совершено по вине водителя, некогда лишенного прав за аналогичное нарушение. В результате аварии погиб один человек и шестеро пострадали.
Также провалена профилактика в отношении водителей, лишенных прав. Выявляемость «бесправных» автомобилистов снизилась на 43%, а количество происшествий, виновниками которых они стали, увеличилась почти на 70%. Рифкат Минниханов подвел закономерный итог:
– Анализ показал, что основной причиной увеличения аварийности стало снижение уровня надзорной деятельности. Усугубляет ситуацию и то, что этот анализ ведется поверхностно и в практической деятельности не применяется, а личный состав Госавтоинспекции и участковые, уполномоченные на профилактику правонарушений, характерных для конкретного района и конкретного времени суток, не ориентированы.
Толком никто не работает
– Ничего нового мы не услышали, недостатки одни и те же, и о них мы говорим годами. Проблемы где-то решаются, где-то все на самотек пустили, – прокомментировал слова Минниханова Асгат Сафаров. – Толком не работают администрации, комиссии по безопасности дорожного движения, органы внутренних дел и ГИБДД в том числе. Должна быть создана единая команда. За такое короткое время погибло столько людей, и мы не можем отмолчаться. Вроде могли бы поспокойней провести комиссию, но эти трагедии не позволяют нам сегодня просто поздравить сотрудников ГИБДД с праздником и в хорошем настроении его отметить.
Затем он поднял глав комиссий по безопасности дорожного движения в районах, где работа, как он выразился, идет «ни шатко ни валко». Представителям Тукаевского района он порекомендовал «проявить принципиальность, с вас же люди спросят», по поводу Набережных Челнов у заместителя премьер-министра РТ сложилось ощущение, что «комиссия вообще бездействует»: в автограде цифра по смертельным ДТП увеличилась втрое. Лениногорских коллег Сафаров пристыдил: «Третий год показатели срываете».
Получив заверения, что необходимые меры будут приняты, заместитель премьер-министра пригрозил припомнить все данные обещания на следующем заседании. Рифкат Минниханов же осторожно заметил:
– Не факт, что сможем выправить ситуацию к концу года. Надо собраться и еще раз подумать, что можно сделать для повышения безопасности на дорогах.
Боятся только видеофиксаторов
После заседания комиссии Рифкат Минниханов в интервью журналистам дал более развернутый ответ на вопрос, почему после нескольких лет стабильной обстановки на дорогах последовало столь резкое ухудшение. Естественно, он помянул болезненное сокращение кадров полиции на 20%, но при этом прямо признался:
– Наш ресурс до конца не использован. Конечно, любое ДТП зависит от водителя… Но если бы мы где-то досмотрели… Я считаю, что это наша недоработка.
Также он заметил, что из почти трех миллионов нарушений только 30% зафиксировано инспекторами, остальное за них сделали видеофиксаторы, делится TatCenter. Участники движения к ним привыкли, но отвыкли бояться инспекторов.
– Наверное, мы упустили непосредственный контроль инспектора. И это привело к тому, что водитель почувствовал себя бесконтрольным и начал реагировать только на технические средства, использовать антирадары. При этом сотрудники ГИБДД остались в стороне.
А почему? По мнению Рифката Минниханова, возможно, на эффективность работы личного состава повлиял отказ от «палочной системы»:
– Вот говорят: «палочная система», почему план ставите? Нет, не ставим. Но если сотрудник в процессе несения службы не выявляет нарушений, это уже звоночек. Может быть, даже и уход от «палочной системы» привел к тому, что сегодня на дорогах творится такое безобразие. Действительно, и руководство говорит, что норм никаких не должно быть, что надо выявлять, как получится.
И резюмировал:
– Вот и получилось…