«А зори здесь тихие»: почему фильм не пускали на экран?

26 августа киноленте режиссера Станислава Ростоцкого исполнится 40 лет. Именно в этот день в 1972 году состоялась премьера фильма «А зори здесь тихие». Лирической трагедией называют жанр картины. И это очень точно. Женщина на войне не только солдат, она
и мать, и жена, и любимая.

Как Бричкину топили

– Решили снимать «вживую», в настоящем болоте, чтобы стало страшно. Заложили динамит, рванули, образовали воронку. В эту воронку стеклась жидкая грязь, которую на севере называют дрыгвой. Вот в эту воронку я и прыгала. У нас с режиссером была договоренность, что когда я с криком «А-а-а!..» ухожу под воду, то сижу там, пока хватит воздуха в легких. Потом должна была показать руки из воды, и меня вытаскивали.
Второй дубль. Я скрылась под дрыгвой. Объем моих легких оказался достаточно большим. Да еще я понимала, что болото должно сомкнуться надо мной, устояться, затихнуть… Я с каждым движением все углубляла и углубляла дно своими сапожищами. И когда я подняла руки вверх, их с площадки не увидели. Меня полностью, как говорят, «с ручками» скрыло болото. На съемочной площадке начали беспокоиться. Один из помощников оператора, который считал затраченные метры пленки и время, заметил, что я должна бы уже как-то проявить себя, да что-то долго не появляюсь.

Он закричал: «Похоже, что мы и в самом деле ее утопили!..» На болото набросали деревянные щиты, по этим щитам ребята доползли до воронки, нашли меня и вытащили, как репку из грядки. В Карелии ведь вечная мерзлота. Болото-то оно болото, но вода только на двадцать сантиметров прогревалась, а потом начиналась ледяная крошка.

Теперь из Петрозаводска экскурсионным автобусом возят туристов на болото, где тонула Лиза Бричкина. Правда, таких болот почему-то уже несколько…

Так вспоминает о своих съемках в фильме «А зори здесь тихие» актриса Елена Драпеко. Не забывает она и о том, что ей приходилось вставать на час раньше остальных девчонок, чтобы нарисовать многочисленные веснушки.

Как всё начиналось

А началось все с того дня, когда в 1969 году в журнале «Юность» была опубликована повесть «А зори здесь тихие». Произведение Бориса Васильева вызвало большой резонанс в читательской среде и стало одной из самых популярных книг о Великой Отечественной войне. В 71-м повесть была инсценирована Юрием Любимовым в театре на Таганке. И в этом же году за экранизацию повести взялся классик советского кинематографа Станислав Ростоцкий. Как впоследствии вспоминал режиссер и бывший фронтовик – фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти. Писатель Борис Васильев приезжал на съемки всего один раз. И остался очень недоволен. Сказал, что является поклонником спектакля Любимова, а вот с концепцией фильма не согласен. На том они и расстались. Что любопытно, в ознаменование 60-летия Победы в 2005 году по повести Бориса Васильева Центральным телевидением Китая совместно с российскими кинематографистами был снят ремейк – 19-серийный телесериал «А зори здесь тихие». Его слегка урезанный вариант демонстрировали и по российскому ТВ. Но вернемся к съемочному процессу.

Как проходил кастинг

Ростоцкий придирчиво отбирал актрис на роли девушек-зенитчиц. Перед режиссером за три месяца подготовительного периода прошли несколько сотен вчерашних выпускниц и дей-
ствующих студенток творческих вузов. В киногруппе было много фронтовиков, поэтому перед утверждением актрис на роль был устроен кастинг с голосованием за каждую девушку.

Екатерина Маркова полюбилась строгому жюри в качестве Гали Четвертак. Мало кто знает, что эта актриса сейчас успешно работает над созданием детективных романов.
Соню Гурвич великолепно сыграла Ирина Долганова, которой мэр Нижнего Новгорода, восхищенный ее работой, подарил «Волгу».

Елена Драпеко училась в Ленинградском институте театра, когда помощники Ростоцкого обратили на нее внимание. Елену утвердили на роль Лизы Бричкиной. А теперь Драпеко заседает в Госдуме.

Ирина Шевчук как нельзя лучше срослась с образом командира отделения Риты Осяниной. Между прочим, когда актеры стали часто ездить с фильмом за рубеж, 20-летнюю Ирину попытались завербовать люди из КГБ. Пообещали златые горы, намекнули, что надо как-то квартиру получить и так далее. Она же ответила: «Не считаю, что родине грозит беда. И в случае чего – как-нибудь сама определюсь, кого найти и кому что сказать».

Ольга Остроумова (Женя Комелькова) была единственной,
для кого «А зори здесь тихие…» не были дебютом. До этого она уже успела сняться в фильме «Доживем до понедельника» у того же режиссера. Вообще-то на роль Жени пробовалось много актрис, но Ростоцкий остановил свой выбор именно на Ольге. Сейчас Остроумова продолжает сниматься в кино и играть в театре.
На роль старшины Васкова режиссер хотел пригласить известного исполнителя. Рассматривалась кандидатура Георгия Юматова. Потом появился молодой артист столичного Театра юного зрителя Андрей Мартынов. Его и утвердили на роль.

Вначале режиссер сомневался в выборе актера, но Мартынова тайным голосованием утвердила вся съемочная группа, в том числе осветители и работники сцены. Роль старшины Васкова в фильме «А зори здесь тихие…» стала для него звездным дебютом – 26-летний актер сыграл немолодого старшину удивительно естественно.

Как девчата голыми снимались

Натурные съемки начались в мае 1971 года в деревне Сяргилахта в Пряжинском районе Карелии. Съемочная группа жила в петрозаводской гостинице «Северная» – только в ней не было перебоев с горячей водой. Отсняв «натуру», в начале октября группа вернулась в Москву. Здесь, в павильоне киностудии, снималась знаменитая сцена «В бане».

Пять часов Ростоцкий уговаривал девчат сняться обнаженными, но они, так как были воспитаны в строгости, отказывались. Мол, берите дублерш, снимайте их в банном пару, а мы не будем голыми сниматься! Ростоцкий убеждал, что это очень нужно для фильма: «Вы же все время в сапожищах, в гимнастерках, с ружьями наперевес, и зрители забудут о том, что вы женщины, красивые, нежные, будущие мамы… Мне нужно показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род». Споров больше не было.

На киностудии подобрали женскую операторскую бригаду, нашли осветителей-женщин, так как условие было одно: на съемочной площадке из мужчин только режиссер Ростоцкий и оператор Шум-
ский – и то за пленкой, огораживающей баню.

Девушки репетировали в купальниках, и лишь на съемку разделись. Включили камеру, пустили пар, и вдруг раздался резкий звук – и в баню вбежал мужик в ватнике, кепке, сапожищах, с криком: «Ложись! Ложись!» Это у него взорвалась паросиловая установка. Он загляделся на обнаженных актрис и о своих обязанностях забыл…

С банным эпизодом потом было много проблем. После первого просмотра картины председатель Госкино Алексей Романов заявил Ростоцкому: «Неужели вы думаете, что мы когда-нибудь выпустим этот фильм на экран?» Три месяца картина лежала без движения. Потом выяснилось, что необходимо внести поправки – начальство потребовало вырезать откровенную сцену. Но Ростоцкому каким-то чудом удалось ее отстоять.

Как чуть «Оскара» не получили

Картина «А зори здесь тихие» стала лауреатом нескольких международных кинофестивалей, а американ-
ской академией киноискусства была признана одной из пяти лучших мировых картин года. Фильм получил приз на Венецианском фестивале, а год спустя был номинирован на премию «Оскар», но уступил главный приз картине Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии». Тем не менее, картину закупили по всему миру. Актеры, приезжая куда-нибудь за границу, иногда видели себя, говорящих на иностранном языке. Теперь этот фильм является классикой советского кинематографа, одной из самых любимых народных лент, посвященных теме войны. Картина стала одним из лидеров советского кинопроката
1973 года – ее посмотрели около 66 миллионов человек.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*