Как старики разбойничали

Ровно 40 лет назад – 7 августа 1972 года – состоялась премьера кинокомедии Эльдара Рязанова «Старики-разбойники». Только за первый год проката фильм посмотрели свыше 30 миллионов зрителей.

Идея фильма родилась в больнице

Идея комедии «Старики-разбойники» родилась у Эльдара Рязанова не от хорошей жизни. Сначала ему не разрешили ставить фильм «Сирано де Бержерак», о котором он давно мечтал, затем начались и другие неприятности, смерть матери и проблемы со здоровьем, сопровождающиеся довольно долгим творческим кризисом.

Из-за переживаний Эльдар Александрович попал в больницу. Там познакомился с мужчиной преклонного возраста, который пожаловался, как его коллеги по работе выпроводили на пенсию. И тут же включилась фантазия режиссера! Идеей он поделился с драматургом Эмилем Брагинским. Вместе они принялись писать сценарий о двух стариках – Мячикове и Воробьеве.

Из фильма, к сожалению, выпали отдельные моменты, которые были в сценарии. Не вошли в основном некоторые чисто литературные находки. Например: «Внешность у Мячикова была такая же, как возраст, а фамилия такая же, как жизнь. Мячикова толкали, гоняли, пинали и, случалось, надували». Или о Проскудине, который «был почти красив, его улыбка была почти обаятельной, он был почти умен, одевался почти элегантно и выражался почти культурно». Все это должен был читать Юрий Яковлев, великолепно озвучивший закадровый текст «от автора».

Снялся Эльдар Александрович и сам – в эпизоде, где Мячиков сидит в камере с видом на дворик УВД. У Рязанова частенько спрашивали, почему он играет коротенькие эпизодические роли почти во всех своих фильмах. На что режиссер с грустной улыбкой неизменно отвечал: «В юности я был таким красивым, но в кино меня сниматься почему-то не приглашали! Вот сейчас и компенсирую…»

О чём жалел «товарищ Сухов»?

На главные роли Рязанов без раздумий пригласил Евгения Евстигнеева и Юрия Никулина. А вот над кандидатурами других артистов пришлось поломать голову. Например, на роль молодого следователя Проскурина, которого потом сыграл Андрей Миронов, режиссер поначалу приглашал Анатолия Кузнецова.

«Товарищ Сухов» до этого уже сыграл несколько следователей, а тут опять такое предложение! Кузнецов заявил Рязанову: «Я хочу одного из стариков». А тот ответил: «Да нет, я уже выбрал, ты будешь на своем месте…» Но Кузнецов все же отказался. А когда фильм вышел на экраны, пожалел об отказе.
На роль кассира Анны Павловны режиссер пригласил Ольгу Аросеву, хотя поначалу сомневался в своем выборе. Вот как об этом вспоминала сама актриса:

– Он пригласил меня на пробы, но смотрел с неким предубеждением! Тогда был популярным «Кабачок «13 стульев»», и Рязанов боялся, что в фильме зритель снова увидит во мне пани Монику. Он решил внешне полностью меня изменить – например, сделать другую прическу. «Если увижу хоть один твой завиток от пани Моники, уберу из фильма», – говорил он мне строго.

Аросева до «Стариков…» никогда не держала в руках боевого оружия, а в фильме ее героине приходится иметь с ним дело. Но актриса активно начала осваивать стрельбу. Дошло до того, что в дни тренировок она не могла поднести ложку ко рту из-за того, что болела рука!

Ну, и как всегда, Эльдар Александрович подобрал великолепный актерский ансамбль: Георгий Бурков, Валентина Талызина, Лев Дуров, Александр Ширвиндт…

Снег ручной работы

Съемки проходили в Москве и в украинском Львове, который и придал фильму особый колорит своими узкими улочками и неповторимыми зданиями. А вот как вспоминал Юрий Никулин о дне, когда снимался грустный эпизод, где Мячиков гуляет с Анной Павловной и говорит о любви.

– Решили в массовку пустить человека с собачкой, гулять. Ранняя осень, снег выпал… Идем мы с Анной Павловной, и она говорит мне: «Вот пошла молодежь, и вы вдруг чувствуете, что вы старик, а вы еще жениться собираетесь. А молодежи, наверное, смешно на нас смотреть».

А я говорю: «Да, они не успеют оглянуться, как уже немолодыми станут». Здесь же мы обсуждаем проблему, возвращать или не возвращать картину, украденную из музея. И вся сцена такая грустная-грустная. У Анны Павловны аж слезы идут из глаз. Эпизод заканчивается, сняли дубль. Эльдар Рязанов сказал «стоп». А мы с Аросевой еще в том же состоянии, боимся его расплескать, хотим оставить его для второго дубля. Но тут голос одного из ассистентов на всю съемочную площадку: «Плохо… Безобразие… Собачку закрыли…»
Кстати, Юрий Никулин считал роль следователя Мячикова одной из самых неудачных в своей артистической карьере. Ему показалось, что сценарий не в полной мере позволил раскрыть ему свой талант, и герой вышел несколько прямолинейный…

Ольга Аросева вспоминала:

– На съемках фильма «Старики-разбойники» Никулин на свои темные волосы надевал седую накладку. Я замечаю, что из-под нее тоже выбивается седина. «Зачем тогда тебе парик, когда можно собственные седые волосы отрастить?» – спросила я и была потрясена ответом: «Я в цирке работаю, клоуном. Если дети будут смеяться над старостью – это нехорошо. Когда я, Балбес, падаю, пусть себе хохочут. А если старичок упадет, над ним смеяться грех. Вот я и крашусь в брюнета».

Рязанов рассказывал о том, что по его задумке, в последних кадрах герои, для большей лиричности и грусти, должны уходить на фоне медленно падающего снега. А снег, как назло, не шел и не шел! Режиссеру надоело ждать, да и время уже поджимало; он и плюнул, и… вся съемочная группа вручную мелко нарезала огромное количество бумаги.

В фильме бумажный «снег» выглядит очень правдоподобно.

О настоящих ворах

Однажды, когда Никулин приехал в таксопарк, где снимался один из эпизодов, на собственной «Волге» и вышел из машины, к ней сразу подошли несколько человек, которые, убедившись, что машина действительно принадлежит Юрию Владимировичу, куда-то ее угнали. Впрочем, по окончании съемок артист нашел свое авто на том же месте, а начальство таксопарка пояснило, что за это время машину хорошенько отремонтировали.
Для музейных работников этот фильм стал подлинным мучением, так как в нем практически рассматривается инструкция, как действовать ворам для того, чтобы похитить произведение искусства. И «джентльмены удачи» не преминули воспользоваться «подсказкой». Действовали они очень дерзко. Загримировавшись под Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева, воры убедили руководство музея, в котором проходили съемки, что «потренируются» правильно уносить картины, чтобы получилось убедительно.

Подобным образом они вынесли из музея картину Рембрандта и три картины Рубенса. И только после того, как в музей прибыла съемочная группа с реальными Никулиным и Евстигнеевым, была поднята тревога! Милиция тут же включилась в работу, и через пять дней злоумышленники были задержаны на одном из рынков за попытку сбыть краденое.

Кстати, время от времени люди пенсионного возраста объединяются для совершения лихих дел. И не только в России. Не так давно дуэт из двух пенсионеров-грабителей был арестован в Германии, а в Швеции пара старичков чуть ли не под копирку повторила сюжет фильма Эльдара Рязанова, утащив из музея несколько картин…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*