Высокая загрязненность окружающей среды… Истощение запасов природных ресурсов… Ухудшение качества нашей среды обитания… Все это мы слышим чуть ли не каждый день и уже успели привыкнуть к подобным сообщениям.
Однако все чаще слышим и другое: система управления окружающей средой, экологическая безопасность продукции, ресурсосберегающие технологии, экологический имидж компании и так далее. Эти понятия еще мало знакомы населению, зато вызывают все больший интерес у компаний. Экологические проблемы вышли на уровень взаимоотношения «производитель – потребитель», «предприятие – государство», «товар – рынок».
От этого зависит имидж
Причина перехода проблемы из сферы ведения отдельных структур в сферу взаимодействия различных секторов рынка состоит в следующем: загрязнение окружающей среды – проблема давно уже не региональная, к ее решению должны подключиться в каждой стране и все участники процесса влияния на окружающую среду. Среди основных участников этого процесса – производственные предприятия, в том числе и энергетики Татарстана.
Мировое и, в первую очередь, европейское сообщество уже выдвинуло ряд требований к организациям, торгующим со странами ЕС. Это нормы обязательного и рекомендательного характера, касающиеся построения на предприятии систем менеджмента в области экологической безопасности, социальной ответственности, качества продукции. Правила – международные стандарты – являются основанием для добровольной сертификации готовой продукции или систем менеджмента-управления на предприятии.
В России эти стандарты известны далеко не всем, не говоря уже об их широком применении на территории РФ. Однако при попытке выйти на международный рынок, заключить договор с банком, внешнеторговой организацией быстро ощущается «рекомендательный» характер таких стандартов. В глазах потенциального партнера наличие подобных сертификатов является подтверждением высокого уровня ответственности за процесс производства, за людей, работающих в компании, и за качество окружающей среды. Другими словами, от этого зависит имидж, а следовательно, и конкурентоспособность предприятия.
Насколько бы ни были спорны причины тех или иных изменений в окружающей среде, уже существует комплекс стандартов, принятый мировой общественностью и предъявляющий определенные требования к участникам рынка. Поэтому, чтобы соответствовать современным тенденциям достижения делового и финансового успеха, ОАО «Сетевая компания» приняла участие в системе добровольной экологической сертификации и, нужно отметить, с успехом достигла этого.
Основные задачи
В чем заключается цель сертификации систем управления окружающей среды (системы экологического менеджмента) на предприятии? Подтвердить создание и внедрение эффективной системы, последовательно сокращающей воздействие деятельности предприятия и производимой им продукции на окружающую среду. Основные задачи внедрения системы экологического менеджмента: уменьшение выбросов и сбросов загрязняющих веществ, сокращение образующихся отходов за счет максимального вовлечения их в хозяй-
ственную деятельность, сокращение расхода сырья и энергии, минимизация рисков и многое другое.
Внедрение системы экологического менеджмента актуально для предприятий, планирующих выход на международный рынок, получение кредитов в западных банках, достижение и подтверждение соб-
ственного делового и финансового успеха.
Главные плюсы
ОАО «Сетевая компания», сертифицировавшее свою продукцию, в конечном итоге получило следующее:
► подтверждение эксклюзивного качества продукции с учетом ее экологической безопасности;
► документированное, обоснованное подтверждение наличия экологической политики на предприятии (наличие сертификата о прохождении экспертизы на присвоение экологической маркировки);
► облегчение взаимодействия с компаниями-партнерами, особенно иностранными;
► повышение продаж (за счет повышения потребительского спроса на продукцию);
► снижение себестоимости продукции за счет сокращения расходования ресурсов;
► снижение экологических рисков (оптимизация общей системы менеджмента в филиалах ОАО «Сетевая компания», прогнозирование и предупреждение аварийных ситуаций);
► репутацию предприятия, минимизировавшего негативное воздействие на окружающую среду и заботящегося о состоянии среды жизнедеятельности;
► оптимизацию отношений с надзорными органами, и, как итог,
► повышение конкурентоспособности продукции.
Для филиала ОАО «Сетевая компания» Набережночелнинские электрические сети можно выделить следующие плюсы от внедрения системы экологического менеджмента:
► сокращение размера выплат за негативное
воздействие на окружающую среду и за использование природных ресурсов;
► сокращение расхода сырья и энергии, установление контроля за образующимися отходами и максимальное их вовлечение в хозяйственный оборот;
► реализация требований государственных надзорных органов и уход за счет этого от экологических исков и штрафов;
► проведение экологической оценки и внедрение системы экологического менеджмента является признаком хорошего менеджмента предприятия;
► максимально возможное предотвращение экологических катастроф на предприятии;
► требование повышения уровня подготовки персонала;
► демонстрация ответственности предприятия перед заинтересованными сторонами;
► улучшение имиджа предприятия у населения и общественности, что помогает предприятию уверенно существовать на внутреннем и международном рынках.
Филиал ОАО «Сетевая компания» Набережночелнинские электрические сети, внедривший систему экологического менеджмента, постоянно проверяется аудиторской компанией, поскольку должен совершенствовать СЭМ. ОАО «Сетевая компания» занесено в Национальный регистр и имеет право использовать на своей продукции соответствующий экологический знак.
Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что наличие сертифицированной системы экологического менеджмента в ОАО «Сетевая компания» является одним из важнейших конкурентных преимуществ любой компании, которое резко повышает привлекательность его как объекта для инвестирования и существенно увеличивает лояльность потребителей к производимому товару или предоставляемой услуге.
Артём Бурлуцкий,
главный инженер Автозаводского РЭС филиала ОАО «Сетевая компания» НчЭС.