Почему Волка и Зайца отправили на пенсию?

В начале 70-х этот мультфильм показывали в кинотеатрах перед сеансом. Не только дети, но и взрослые были в полном восторге. Много обсуждали и пересказывали сюжет…

Наш ответДиснею

Изначально «Ну, погоди!» был госзаказом – чиновники решили дать диснеевским мультикам адекватный ответ и выделили солидный по тем временам бюджет. Официально режиссером мультфильма является Вячеслав Котеночкин. Но мало кто знает, что в 1969 году в рамках альманаха «Веселая карусель №1» появился первый, пилотный сюжет о Волке и Зайце, поставленный Геннадием Сокольским. Внутри этого мини-мульта – три крошечных сюжета. Злодей и хулиган Волк одержим мечтой съесть Зайчонка.

История первая: Волк лелеет свою мечту в тире, пытаясь попасть в мишень, изображающую Зайчонка, – но все мимо и мимо. Тут-то и родился у Волка гениальный слоган-угроза: «Ну, погоди!».

История вторая: Зайчонок еще крохотный, его возят в коляске. Мама-Зайчиха оставляет коляску у магазина, доверяет свой зонтик сыночку. Волк похищает коляску и катит ее по улице. Но смышленый Зайчонок ухитряется затормозить зонтиком как раз в нужном месте – возле канализационного люка, и незадачливый Волк падает в сточные воды и кричит «Ну, погоди!».

История третья: Зайчик уже постарше. Он несет домой купленные в магазине бублики. Волк подманивает Зайчика с помощью морковки на веревочке, намереваясь его вскорости съесть. Глумливо пускает Зайчику прямо в мордочку кольца сигаретного дыма… Малыш напяливает Волку прямо на длинную морду все свои бублики, а сам убегает, прихватив с собой морковку-приманку. Волк в ярости крупно пишет на заборе: «Ну, погоди!».

Однако образы Волка и Зайца в исполнении Сокольского подверглись цензуре. Было рекомендовано кардинально изменить имидж персонажей, облагородить их – руководству показалось, что Волк и Заяц слишком злые, а советским детям нужны добрые герои. На переделку Сокольский не пошел и отказался от дальнейшей работы. Тогда и включился в процесс Вячеслав Котеночкин. Кстати, Котеночкин не скрывал, что Волка рисовал с себя – наделил его своей пластикой и походкой.

По сути, они приятели

Заяц в мультсериале «Ну, погоди!» изображен как положительный герой: он слабый и ранимый, белый и пушистый. Его вокальные данные первоначально оставляют желать лучшего, но впоследствии заметно прогрессируют.

При всем при этом Заяц хитер и плутоват. Большинство его действий – реакции на козни Волка; он постоянно убегает и прячется, иногда изобретательными способами. Поэтому, вопреки всем воспитательным намерениям мультфильма, симпатии подавляющего большинства зрителей находятся на стороне Волка. Наверное, как более харизматичного и интересного персонажа. Только в последних выпусках Заяц становился более активным, несколько раз даже спасая Волка.

По сути, Заяц и Волк – не жертва и преследователь, а приятели. В отличие от гораздо более жестокого американского сериала «Том и Джерри», Заяц и Волк воюют не по-настоящему, в трудные минуты всегда готовы прийти на помощь друг другу. Особенно примечательна в этом плане 7-я серия (на корабле), где Волк и Заяц вместе сражаются с хлынувшей из пробоины водой и выкачивают воду из трюма.

Помимо Волка и Зайца, сериал населен другими животными, среди которых встречаются некоторые возвращающиеся персонажи – например, крупный и физически развитый Бегемот. Он появляется в различных ролях (служитель порядка, смотритель музея, сторож, игрок в городки, просто прохожий и так далее). В 15-й серии Бегемот даже назван в титрах. Как правило, Волк, так или иначе, вступает в конфликт с Бегемотом и в результате постоянно получает от него «на орехи».

Привет Высоцкому

– Нас пригласили на киностудию «Союзмультфильм» и попросили сделать что-нибудь смешное. Нас было две пары: Курляндский – Хайт и Кендель – Успенский. Молодые, популярные и довольно известные юмористы, – вспоминал один из сценаристов мультфильма Александр Курляндский. – И вот мы с Хайтом придумали сюжет. Решили, что это должен быть фильм-погоня. Выбирали, кто за кем гонится.

Нашим изобретением, думаю, было то, что Волк – дурошлеп, не такой диснеевский злодей, а персонаж, сам часто попадающий в яму, которую копает другим. Сначала изобретать видеотрюки нам помогал Камов, но потом мы работали вдвоем с Хайтом. Многие режиссеры отказывались от вроде бы простецкой затеи, а Вячеслав Котеночкин сказал: «В этом что-то есть!»

Котеночкин хотел, чтобы Волка озвучивал Высоцкий, делал пробы его голоса с хрипотцой. Но тут вмешалась цензура – бард был под запретом. Утвердили Анатолия Папанова. В качестве привета Высоцкому в первой серии Волк насвистывает мелодию песни «Вертикаль» («Если друг оказался вдруг…») – когда лезет по канату к Зайцу. На роль Зайца без всяких проб взяли Клару Румянову.

Когда один из сценаристов – Феликс Кендель – уехал в Израиль, что было равносильно предательству Родины, мультфильм закрыли. Это было на седьмой серии. Но позже Папанов пришел в Кремль получать госнаграду, и Подгорный поинтересовался у него, мол, а что с вашим Волком? Папанов объяснил. Подгорный ответил: «Передайте, что мне и моим товарищам мультфильм очень нравится, и мы против него не возражаем». Работа возобновилась. Канделя из-за смены гражданства убрали из титров, а еще позже – заменили фамилией Камов.

Народная любовь и уходящая эпоха

Уже на показе первой серии мультфильм сорвал овации. Начиная с 1969-го, каждый год на экранах появлялась новая серия. К сериалу прочно присоединился эпитет «народный». Несколько раз Котеночкин готов был распрощаться с Волком и Зайцем и поставить точку в работе над мультфильмом, но уступал многочисленным просьбам зрителей. Так поистине ожившие уже персонажи бегали друг за другом по мультипликационной ленте весь период застоя.

Однажды Русаков, художник, стоял в очереди за водкой, и перед ним один мужик сказал другому: «Волк – это мы, работяги, а заяц – это интеллигент. Как мы ни пробуем его схватить, он всегда выкручивается».
Одним словом, мультфильм получился очень «своим» и понятным каждому жителю страны. Его «народность» с первых же серий не нуждалась в доказательствах. В 1993 году, уже после смерти Папанова, вышли 17-й и 18-й выпуски мультсериала. В озвучке Волка были использованы фрагменты предыдущих серий, рабочие записи, анекдоты рассказанные в перерывах… В 2000 году умер Вячеслав Котеночкин, в 2004-м – Клара Румянова. Авторы «Ну, погоди!» ушли вслед за своей эпохой.

В Минске на VIII международном фестивале детского и юношеского кино «Листопадик» состоялась премьера
19-й и 20-й серий мультика. Снял их сын знаменитого режиссера Алексей Котеночкин. И сразу же после показа сообщил, что Волк и Заяц отправлены на пенсию. За профнепригодность. Объяснил, что нынче герои не популярны, не актуальны и не выдерживают конкуренции. Те, думаю, не в обиде. Пожизненная слава им обеспечена, а догонять современных 3D-персонажей Волку с Зайцем нет никакой необходимости.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*