Предприниматель Владимир Соловейчик не так давно вернулся из Аргентины, рассказ о которой он предлагает вниманию читателей «Новой недели».
Saludo, Буэнос-Айрес!
– Я всегда мечтал побывать в этой чудесной южноамериканской стране, которая ассоциируется во всем мире с зажигательным танго и загорелыми мачо. Тем более что для россиян визу туда с недавнего времени получать не нужно, если, конечно, ты не собираешься находиться там более трех месяцев. Я столько и не собирался – пары недель отпуска мне вполне бы хватило. В общем, когда на пластиковом «кошельке» накопилось достаточное количество денежек, я через интернет заказал авиабилет Франкфурт-на-Майне – Буэнос-Айрес, ну а уж до Франкфурта, имея шенгенскую визу, добраться не составило труда.
Название Аргентина является производным от латинского слова argentum (аргентум, «серебро»). Что ж, проверим, насколько страна соответствует своему имени. Перелет через Атлантику занял 11 часов и заставил здорово понервничать, поскольку в самолете над океаном очень трясло, и я не на шутку перепугался. Приземлились мы в международном аэропорту имени министра Пистарини. По интернету я забронировал одноместный номер в отеле «Санпино», который находится чуть ли не в самом центре города. Расстояние до Буэнос-Айреса, кстати, как от того же Бегишево до Набережных Челнов. Даже чуть больше.
Встал вопрос – как добираться? На такси такая поездка обошлась бы дороговато: два доллара за посадку плюс по 20 центов за каждые 200 метров пути! Так что я по старой привычке опытного путешест-
венника стал искать альтернативные пути. И вскоре нашел метрах в ста остановку автобуса, совершающего рейсы в город каждые полчаса. Поездка стоила всего
два песо, но расплачиваться нужно было только монетами. Поэтому я поблагодарил небеса за то, что еще в терминале аэропорта снял деньги с карточки и купил путеводитель на английском. Благодаря чему проблем с монетами не возникло. Тащился автобус до города около полутора часов, а все из-за пробок и КПП на платных дорогах.
Чурраско – это что-то!
При отеле был ресторан, но во время путешествий я всегда предпочитаю знакомиться с местной кухней, а лучше всего это делать в общедоступных заведениях. Например, в уличных кафе. Пять минут пешком – и вот первое из них. Тут мне удалось попробовать знаменитое чурраско, которое все наперебой хвалят. В оригинале чурраско готовили южноамериканские ковбои Гаучо. Это была говядина на вертеле, жарившаяся на сильном открытом огне, посыпанная кристаллической солью и специями. Действительно, мясо подали нежнейшее, с умопомрачительным вкусом. Приготовили его, правда, не на костре, а на кухне, в специальной жаровне, но хуже от этого оно не стало. В качестве гарнира были макароны с томатным соусом туко. На десерт я побаловал себя фирменным блюдом этого кафе. Мне принесли толстый кусок сыра с кусочком желе из айвы. А запивал я это все красным вином из провинции Мендоса. Вино оказалось на редкость вкусным и ароматным, и, что самое интересное, пьется оно как сок.
Что касается аргентинской кухни, то расскажу о тех блюдах, которые мне удалось попробовать в этой стране. Отведал я пучеро – что-то типа гуляша из разного вида мяса и овощей, которые тушат в одной кастрюле. Мне как-то в одном из ресторанов принесли пучеро в фарфоровой мисочке, и с соседних столиков с нескрываемым интересом смотрели, как я его уплетаю. Оказалось, аргентинцы едят отдельно мясо, бульон и овощи.
Не обошел вниманием и знаменитый южноамериканский чай мате. Он обладает такими же тонизирующими свойствами, как и кофе, но при этом не влияет пагубно на сердце. Заварку засыпают в специальный сосуд, изготавливаемый обычно из тыквы-горлянки, заливают горячей водой и пьют с помощью металлической трубочки с ситечком на конце. Одну порцию мате можно заваривать до пяти раз.
А вообще аргентинская кухня сочетает в себе черты итальянской и испанской кулинарии, индей-
ских блюд, африканской и даже… русской. К последней относятся, например, блинчики. Что, собственно, не так уж и удивительно, ведь в стране проживает многочисленная русская диаспора. По некоторым данным, она достигает 300 тысяч человек! С одним из ее представителей мне вскоре довелось познакомиться.
Русо, но не туристо…
Начну с того, что в Байресе (так звучит название аргентинской столицы на местном молодежном сленге) многие районы носят «громкие» названия – Голливуд, Палермо, Ла Бока, Сохо и тому подобное. Так вот, гулял я по пешеходной улице Флорида в одноименном районе. Владелец одной из лавок, торгующий кожаными изделиями, на ломаном английском настойчиво предлагал мне свой товар. Когда же я от него отмахнулся, он пробормотал… трехэтажное русское ругательство. Да так чисто!
Оказалось, что владелец лавки – сын эмигрантов так называемой пятой волны, которые уехали из СССР в Аргентину в начале перестройки. Его родители приехали на заработки, да так тут и остались, о чем ничуть не жалеют. Николай предложил мне плетеный стул, угостил кофе и рассказал все, что знал, о русской диаспоре в Аргентине.
Первая волна эмиграции из России принесла сюда в основном поволжских немцев, вторая – евреев, третья (на стыке XIX и XX веков) – уже русских, в основном, крестьян из западных губерний. Гражданская и Вторая мировая войны породили четвертую волну; горбачевская перестройка, как уже было сказано, – пятую. Теперь в Аргентине можно встретить и казаков, и старообрядцев, и татар.
Николай закрыл свою лавку («А, все равно туристов сегодня мало, торговля что-то не идет!») и предложил мне небольшую экскурсию по городу.
Танго и… футбол
Для начала он спросил, на что бы мне хотелось посмотреть в первую очередь и я, не задумываясь, воскликнул «Танго!». Усмехнувшись, Николай посадил меня в свою машину, и мы неспешно поехали по улицам Байреса. Приехали в клуб, на вывеске которого значилось «Sabor a Tango». Мой новоиспеченный гид что-то сказал стоявшему на входе привратнику, сунул ему в руку местную купюру. После чего внутрь мы прошли без проблем и оказались за столиком неподалеку от эстрады. На эстраде же несколько пар, сменяя друг друга, выделывали то, что принято называть аргентинским танго. Шоу меня не впечатлило, о чем я, не преминул поведать Николаю. Тот лишь плечами пожал – заведение не первого сорта, но в это время и за такие деньги можно попасть только сюда. Ты, говорит, лучше вином и закусками наслаждайся, а танго в Байресе танцуют в каждом уважающем себя заведении, даже на улице. Насмотришься еще!
Вино и вправду было отличное. Я выпил столько, что, перекрывая музыку, стал орать на ухо Николаю песню «Аргентина – Ямайка 5:0». Он на полном серьезе попросил меня «списать слова». Дело в том, что мы находились в квартале Ла Бока, а тут не только родилось танго, но и чуть ли не каждый житель болеет футболом. А мальчишки молятся на портреты Марадоны. Говоря все это, Николай потихоньку подталкивал меня к выходу, а потом и к своей машине. Я, было, начал сопротивляться, но он пообещал показать мне знаменитый стадион Ла Бомбонера. Особой его «фишкой» является то, что трибуны вибрируют в момент, когда болельщики начинают дружно прыгать, поддерживая команду. Однако «покататься» на трибуне мне не довелось – мы только проехали рядом со стадионом.
Курс на курорт
Следующей остановкой по требованию стал известный курорт Мар-дель-Плата (что в переводе с испанского означает «Серебряное море»), добираться до которого пришлось километров 400. Передвигаясь по Буэнос-Айресу, я отчетливо ощутил, что это «город контрастов». Увидел современные небоскребы делового центра и картонные домики бедных городских окраин; обратил внимание на обилие полицейских с оружием и в бронежилетах; вдоволь нагляделся на нищих, кочующих по центральным проспектам, и на толпы иност-
ранных туристов. Да уж, в этом 12-миллионном мегаполисе было на что посмотреть!
Не скажу, что дорога между аргентинской столицей и одним из основных курортов плохая, как-никак это автострада №2, построенная в конце 30-х годов прошлого века. Но и очень хорошей я бы ее назвать не рискнул. И это несмотря на то, что в стране сильно развито автомобилестроение, и машину имеет каждый четвертый. Кстати, здесь достаточное количество приватизированных платных дорог, что меня, привыкшего к русской халяве, весьма удивило.
Мар-дель-Плата по количеству населения сравним с Набережными Челнами. Там так же много высоток и развита промышленность. Но не стоит забывать, что аргентинский город является курортом, обладающим множеством замечательных пляжей, развитой туристической инфраструктурой с кучей отелей, театров, казино и прочих прелестей жизни.
Лично я сразу же захотел попытать удачу на рулетке. Но Николай твердо сказал, что для начала мы должны взглянуть на местный стадион, построенный специально для чемпионата мира по футболу 1978 года. Я не стал спорить, если человек – фанат кожаного мяча, то это на всю жизнь. Затем мы поехали в сторону пляжа, одного из тех, который находился чуть ли не в самом центре города. В Атлантическом океане я уже купался, но вот на южноамериканском его побережье довелось побывать впервые. Куба не в счет, ведь там океана, как такового, не было, Остров Свободы окружают сплошные моря. Впрочем, особой разницы я не почувствовал.
Галопом по Байресу
В столицу мы вернулись пополудни. И хотя чувствовалось, что Николай изрядно подустал, он пригласил меня в дом, накормил отличным обедом, познакомил с мамой. Хозяева советовали, что еще можно посмотреть в Аргентине, где побывать. Впрочем, со своим дальнейшим маршрутом я уже определился давно. Мне нужно посетить Рио-Гальегос, столицу провинции Санта-Крус. В этом портовом городе живет мой друг по переписке в интернете, тоже предок русских эмигрантов, но уже четвертой волны…
Услышав об этом, Николай решил «достойно со мной попрощаться» и повез меня на обзорную экскурсию по аргентинской столице. Эту круговерть можно было назвать «Галопом по Европам», только в данном случае речь шла о Буэнос-Айресе. Мы заглянули на кладбище Риколета, где покоятся известные сыны и дочери Аргентины. Побывали в одном из старейших районов – Сан Тельмо, где хорошо сохранилась колониальная архитектура. Заехали в квартал Ла Бока, где прошли на пешеходную улицу Каминито, бывшую когда-то железнодорожным терминалом. Все дома там выкрашены в разноцветные яркие тона, поскольку у бедных жителей квартала не было возможности покрасить дома в благородные цвета, и они использовали остатки корабельных красок.
А завершили мы эту импровизированную экскурсию в кафе «Тортони», которому – вы не поверите – уже больше 150 лет! Очередь туда была длиною чуть ли не в два квартала, но у Николая там работал приятель, который и провел нас в зал. Здесь, как и в заведении «Sabor a Tango», тоже давали представление. Но тут танцевали настоящее, зажигательное аргентинское танго! На это даже мне, далекому от всякого рода сантиментов, хотелось смотреть и смотреть.