Одному из российских любимцев Голливуда Арнольду Шварценеггеру 30 июля исполнилось 65 лет. Кинокритик Станислав Ростоцкий в интервью «Новой неделе» рассуждает о том, почему после политической деятельности «кинотитан» Америки решил вернуться в кино.
Сумел изменить мир в целом
– Станислав, как вы относитесь к мнению любителей кино, считающих, что выдающихся актерских способностей у Шварценеггера нет, а весь его секрет лишь в могучей внешности железного человека?
– Такие оценки не имеет смысла принимать в расчет, поскольку время красноречиво расставило все на свои места. Выдающиеся артисты меняют мир с точки зрения лицедейства, актерского мастерства, а Арнольд Шварценеггер сумел изменить мир в целом. Изменил тем, что оказался в нужное время в нужном месте. Как творческая единица, он появился в тот момент, когда Голливуду и всему мировому кино понадобился тот герой, которого Арнольд смог привнести на экран, и в тот момент он как будто специально родился для этого.
Такого удивительного типажа технического монстра, чудовища Голливуд не знал очень давно – со времен 30-х годов. Конечно, и до Шварценеггера были чудо-богатыри, но они, скорее, были призваны оттенять признанных и настоящих героев. А Шварценеггер, мало того, что проявил всю свою фактуру в образе Геркулеса, пусть и комическим образом, затем настолько сумел убедить уже в «Конане-варваре» и «Терминаторе» своей нечеловеческой сущностью, что оценивать его здесь как актера было довольно сложно. Конечно, пик популярности Шварценеггера исчисляется всего лишь десятью годами, но за это время на наших глазах появилось настоящее мифологическое божество Голливуда.
Эталон мечты
– Говоря об изменении мира – стал ли кинематографический Шварценнегер воплощением новой, сильной Америки?
– Да, Шварценеггер вроде бы должен считаться американцем, и даже в фильме «Разрушитель» была полушутливая фраза о том, что стать президентом США Арнольду мешает только то, что он родился в Австрии. В какой-то мере Шварценеггер – это была очередная идея Америки, и в целом новый кинообраз страны порой ковался с оглядкой на него. Но весь творческий путь Арнольда сопротивлялся тому, чтобы привязать его к какой-то политической идее. Несмотря на то, что герои Шварценеггера, имевшие отношение к американской армии или спецслужбам, и несли в себе ура-патриотизм, американскую карту гораздо больше разыгрывал в кино Сильвестр Сталлоне в знаменитых «Рокки» и «Рэмбо».
– Но при этом точно то, что Шварценеггер – воплощение американской мечты?
– Безусловно, это эталон мечты. Но в воплощении этой мечты Шварценеггером есть много составляющих – это не только трудолюбие и упорность, здесь и счастливое стечение обстоятельств, и определенные интриги, и удачный брак.
– Брак, который на грани развода, и правда о ребенке Арни на стороне сильно ударят по актеру?
– Ребенка же он признал – все было мирно, и эта история напоминает скорее мексиканский сериал, нежели голливудское разоблачение в мрачных тонах. На Шварценеггере подобное точно не отразится.
И снова в бой!
– В России еще с конца 80-х любые работы Шварценеггера привлекают зрителя, а как воспринимает своего героя нынешняя Америка?
– После прогремевшего на весь мир в начале 90-х «Терминатора-2» карьера Шварценеггера пошла на спад, который прерывался только его возвращением в кино, поскольку публика к тому же «Терминатору-3»
соскучилась по тому, чтобы увидеть Арни в традиционном антураже, а других задач в том фильме и не стояло.
Как актер, Шварценеггер, конечно, изменился не сильно, и специалисты Голливуда постараются в будущих четырех-пяти проектах Шварценеггера представить наше «достояние» в подобающем виде, и не думаю, что он будет заниматься на экране не своим делом. Но кино с его участием интересует американцев меньше, чем его бракоразводные дела. Это очень плохо, поэтому Шварценеггеру сейчас как никогда надо доказывать своими киноработами, что он такое же достояние американцев, как тот же Клинт Иствуд.
– Может, доказать удастся новым амплуа, скажем, если Шварценеггер сыграет драматического героя?
– Для него поначалу неплохо началась работа в комедиях, и хорошим результатом этой идеи был очень милый фильм «Близнецы», но дальнейшие его комедийные попытки скатились в какой-то стыд и ужас для Шварценеггера – тот же фильм «Подарок на рождество». Хотя Шварценеггер доказал, что роль в романтической или эксцентрической комедии ему по плечу, но есть вещи, где он выглядит более органично и внушительно. Тем не менее, если ему попадется какой-то удачный проект, связанный с изменением имиджа, Арни без труда выступит в этом амплуа, но доказывать кому-то свое актерское мастерство он не будет.
Вот чего у Шварценеггера не было довольно давно, так это яркой отрицательной роли, своей основной кинопозиции добра с кулаками он изменил лишь дважды – в первом «Терминаторе» и «Бэтмене и Робине», но это не были масштабные отрицательные роли. Поэтому только отрицательная роль могла бы оживить его дальнейшую судьбу. Но для этого нужно, чтобы поклонники насытились «привычным», классическим Шварценеггером.