Бессменному лидеру хулиганистой группы «Дюна» Виктору Рыбину стукнуло 50. В 2005 году с популярным музыкантом довелось побеседовать и корреспонденту «Новой недели» Сергею Кочневу, и, на наш взгляд, оно практически не устарело.
Один хит на целый год
– Виктор, чем вы занимались до образования группы «Дюна» в 1987 году?
– Занимался всем, чем только занимались молодые и горячие люди того времени, но главным увлечением была, конечно же, музыка.
– Вы начинали как хард-роковая команда. Вы все в душе были рокерами?
– Сейчас понятие о роке очень искажено: многие полагают, что это непонятные тексты, ненастроенные гитары, а рок – это, прежде всего, музыкальное направление и полотно с определенным набором инструментов. И у меня вызывает ухмылку, когда группы начиная от «Аквариума» и заканчивая «Зверями» называют роком. Вот «Кипелов», «Ария», «Мастер», «Черный кофе» – это рок-музыка в чистом виде. И мы тогда тоже играли настоящую рок-музыку.
– Вы родились и проживаете в Долгопрудном. Что он представлял из себя в музыкальном плане в годы вашей юности?
– Обычный город с обычными ансамблями самодеятельности, где играли все подряд – кто что может и что желает: и рок, и джаз. А слово «поп» тогда никто и не знал – я, кстати, до сих пор его не понимаю, и для меня в этом случае есть только понятие «эстрадная музыка».
– Это правда, что в течение всего 1990 года «Дюна» исполняла только одну «Страну Лимонию»?
– Просто на тот момент не было других хитовых песен. Сейчас любой современный ансамбль работает с одним хитом – «Уматурман», например, или «Звери». Да и нельзя же сразу записать целый альбом с хитами – не бывает так!
– Сейчас очень заметно, что на нашей эстраде нет таких хулиганистых, озорных и ярких коллективов, как ваш. Вам не кажется, что «несерьезных» коллективов должно быть больше?
– Любая популярная группа, которая появлялась в течение последних лет, была очень яркой. Ну не может неяркий коллектив или артист стать непопулярным, и я не считаю, что мы уж очень хулиганистые – просто у нас свой определенный юмор. Примерно в нашем направлении пытались работать «Манго-Манго», «Дискотека Авария» или «Отпетые мошенники», но все-таки у нас разная музыка и разный смысл текстов, и сейчас я объективно не вижу никого, похожего на нас. Может быть, «Talking Heads», но это американцы! (Смеется). А такой группы, как мы, на эстраде больше не появится!
«Я не артист»
– Вы согласны с Жанной Фриске, которая сказала, что сейчас немало людей платят деньги за то, чтобы посмотреть на артиста, а не за то, чтобы его слушать?
– Ну, это смотря какие люди и смотря о каком артисте идет речь! Я себя к артистам не отношу – я музыкант в первую очередь, и в отличие от артистов, подобным Жанне Фриске, у нас нет балета, и мы не меняем за концерт по 50 костюмов. Наша задача и профессия – играть музыку!
– Многие известные артисты сейчас находятся в тени. По мнению Марины Хлебниковой и Вики Цыгановой, нынешний радиоформат и «Фабрика звезд» убивают творческий потенциал. Вы согласны с этим?
– Музыкант все время должен поддерживать свою квалификацию, а что касается Хлебниковой и Цыгановой – то их никто не забыл, у них есть своя публика, которая любит их независимо от того, включают их песни на радио, показывают на телевидении или нет. Каждое радио и каждый телеканал имеют свое мнение не относительно артиста, а относительно его песен. А чтобы не убивалось творчество, нужно просто много работать – и все.
– Многие помнят ваше трио в «Старых песнях о главном» с Николаем Фоменко и Сергеем Мазаевым. Вы дружите?
– Да, мы хорошие товарищи. Я больше общаюсь с Сережей, потому что Коля сейчас занят автоспортом, и с ним мы видимся гораздо реже.
– А вы сразу согласились на исполнение песни о танкисте?
– Нет, мы втроем думали и все-таки решили, что это интересно. Но если бы я был руководителем «Первого канала», то я бы не пел эту песню. А тогда мы только могли принять предложение участвовать или отказаться от него, а отказываться было глупо, и песню постарались исполнить так, как ее чувствовали.
– Каковы нынешние времена для группы «Дюна»?
– Мы чувствуем себя очень уютно и комфортно. Можем играть любую музыку для любой программы. Одним словом, где мы нужны, там и выступаем, а там, где не нужны, там нас и нет!