55 лет назад, в августе 1957-го миллионы советских мальчишек и девчонок штурмом брали кинотеатры. На больших экранах страны демонстрировался новый цветной фильм «Старик Хоттабыч».
Книга и фильм
Автор книги о старике Хоттабыче – писатель Лазарь Гинзбург, взявший творческий псевдоним Лагин (Лазарь Гинзбург). В конце 30-х годов прошлого века Лазарь Иосифович был в длительной командировке на острове Шпицберген, где и родился замысел этой сатирической сказки. Лагин почерпнул идею из книги английского писателя Томаса Гарти «Медный кувшин», в которой молодой лондонский архитектор выпускает из медного кувшина на волю джинна, заточенного туда царем Соломоном.
В 1938 году «Старика Хоттабыча» опубликовал журнал «Пионер». Отдельной книгой повесть вышла в 40-м; а в 1955 году издательство выпустило вторую «версию», где не только заменены были многие эпизоды и персонажи, но и сама книга значительно выросла в объеме. На основании второй редакции Лагин написал одноименный киносценарий, по которому режиссер Геннадий Казанский и снял фильм. Между прочим, на счету Казанского такие замечательные кинокартины, как «Человек-амфибия», «Снежная королева», «Новогодние приключения Маши и Вити».
Сценарий, нужно сказать, существенно отличался от книги. По книге в квартире Вольки Хоттабыч жил в виде рыбки в аквариуме, а в фильме невидимым сидел на шкафу. В фильме при колдовстве Хоттабыч не говорит заклинания. При вырывании волоска лишь раздается писк. И вообще знаменитое «Трах-тибидох» присутствует лишь на грампластинке, выпущенной по мотивам радиоспектакля.
Была убрана вся сюжетная линия с братом Хоттабыча: герои не путешествуют ни в Италию, ни в Северный Ледовитый океан. Жадный американский делец Гарри Вандендаллес отсутствует. В финале Хоттабыч становится не радиотехником, как в книге, а цирковым иллюзионистом.
Актёры и роли
Работу над фильмом начали с поиска исполнителей главных детских ролей: Вольки, Женьки и Гоги. Счастливчиками, прошедшими кинопробы, оказались шестиклассники ленинградских школ. Распределили, кому кого играть, Лева Ковальчук больше всего похож на Гогу – ему и дали эту роль. Гене Худякову подошла роль Женьки – серьезного рассудительного мальчика. А Леша Литвинов был настоящим Волькой, таким же шаловливым, доверчивым.
На главную сказочную роль – самого Хоттабыча – пробовались Евгений Лебедев и Георгий Вицин! Но утвердили все-таки артиста из Одессы Николая Волкова. Когда его загримировали под старика, режиссер сразу же воскликнул: «Берем!».
Кстати, во время съемок Николаю Николаевичу приходилось каждый раз выдерживать по два часа сложного грима. И не в длинной бороде было дело, а в… носе, который долго лепили из специального гримерного пластилина.
Верблюды и сырки
Съемки начались в Ленинграде и, как водится в кино, вовсе не с начала сценария. Первыми снимали сцены в павильонах студии «Ленфильм», где выстроили комнату Вольки, Гоги, лестничную площадку и даже… цирковую арену. В фильме старый волшебник объелся мороженым и здорово простудился. На самом деле Николай Волков вместо мороженого, которое в кадре он глотал целиком, ел глазированные сырки. А поскольку дублей было много, то и съел артист их столько, что после последнего дубля еле дышал и все причитал, что больше никогда в жизни на эти сырки смотреть не будет.
Директором картины «Старик Хоттабыч» была Тамара Самознаева. Она заботилась о том, чтобы съемочная группа была снабжена всем необходимым: кинопленкой, аппаратурой; имела бы помещение, транспорт и еще тысячу всевозможных вещей. И одной из главных ее обязанностей было доставать животных, которые нужны для фильма: слонов, верблюдов, лошадей, осликов для каравана с драгоценностями.
В поисках верблюда Тамара Ивановна проехала четыреста километров по Сталинградской области. Купила его в колхозе и повезла в Ленинград. Кстати, в будущем эта незапланированная в бюджете фильма трата здорово повлияла на работу: в эпизоде, когда в цирке на руке Хоттабыча выступают акробаты, на самом деле должны были сниматься тигры. Но на них денег уже не хватило, истратили на верблюда!
Сцену, когда по Москве идут огромные караваны слонов и верблюдов, на самом деле снимали в Сочи. В момент съемок там гастролировал цирк под управлением Корнилова, который и предоставил киношникам своих животных. Этот караван шел по улицам Сочи, а при монтаже вместо сочинских домов вставили дома московские, например знаменитые «высотки».
Мячи и бананы
Ворота для матча команд «Зубило» и «Шайба» (кстати, в кадре играли профессиональные футболисты) были специально изготовлены в столярных цехах «Ленфильма». Например, штанга, которая по сюжету изгибалась и «подыгрывала» соперникам, была сделана из резины, а сами ворота изготовили раздвижными, чтобы они могли в нужный момент стать больше или меньше. Под воротами на поле расположили тележки и рельсы.
Когда было нужно, чтобы ворота «побежали» навстречу мячу, их тянули за тросы. Когда мяч летел в штангу, ее приподнимали сидевшие внизу, в яме, рабочие, и штанга выгибалась.
На маленьком ленинградском стадионе «Светлана» сняли эпизод, когда с неба на игроков падает множество мячей. Перед съемками режиссер каждому игроку дал по мячу и попросил подкинуть их высоко вверх. Камера снимала на фоне неба летящие мячи, а потом уже при обратной прокрутке кадров получилось, что мячи действительно летят сверху. Но, поскольку стадион «Светлана» очень мал, пришлось при монтаже «дорисовывать» на общих фонах трибуны, табло и большие прожекторы. А крупные планы сидящих на трибунах зрителей доснимали уже на стадионе имени Кирова.
Полет на ковре-самолете снимали в студии. Артисты сидели на полу, на обычном ковре, а за ними висел экран, на котором шли кадры с уже отснятым ранее небом и самолетами. Когда снимали сцену, в которой Женька с жалостью кидает вниз связку бананов и кричит: «Эх, прощайте, бананчики!», у мальчишки-актера в этот момент от дыма, который специально напустили в студии, защипало в глазах, потекла слеза. Режиссер так и оставил в кадре эту слезу: мол, так ему этих бананов жалко стало!
Мечты и судьбы
Премьера «Старика Хоттабыча» состоялась в Ленинграде в августе 1957 года. После выхода фильма в прокат его ждал ошеломляющий успех, за первые полгода ленту посмотрели 40 миллионов человек. Актеры почти год поодиночке и группами ездили по стране, встречались со зрителями.
Каждый из мальчишек, снявшихся в «Хоттабыче», мечтал посвятить свою жизнь кино. Их фотографии лежали в актерском отделе «Ленфильма», иногда их даже вызывали на пробы, но артистом так из них никто и не стал.
Волька – Алексей Литвинов – окончил электромеханический техникум, ходил в море, долгие годы работал в метро и на железной дороге.
Гога – Лев Ковальчук – окончил электрофизический факультет ЛЭТИ, занимался лазерами, руководил научно-
производственной фирмой.
Женька – Геннадий Худяков – тоже окончил ЛЭТИ. Он всю жизнь проработал в НИИ телевидения, прошел путь от рабочего до руководителя одного из научно-технических направлений. Он, кстати, никогда никому не рассказывал о своем киношном детстве.