Что показывать школьникам?

Министерство культуры России начало работу над списком лучших кинокартин для нового школьного курса «100 лучших фильмов». О том, какие отечественные работы следует включить в этот список, рассуждает эксперт «Новой недели», кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой кинотележурналистики факультета экранных искусств Санкт-Петербургского государственного института телевидения и радио, профессор Виталий Потемкин.

– Во-первых, на примере этих 100 фильмов школьникам нужно показывать, как развивалось и российское киноискусство, и наше общество. Во-вторых, эти картины имеет смысл показывать, если вернется та система кинообразования, которая была в СССР: то есть просто демонстрировать эти фильмы школьникам бесполезно, поскольку нужны еще и люди, которые объясняли бы им смысл этих кинокартин.

Эти фильмы не должны заменять чтение той же школьной литературы – они должны духовно воспитывать личность, ведь то кино, что смотрит нынешняя молодежь, это развлечение, а не искусство. И эти 100 картин, конечно же, должны показать школьникам отличие искусства кино от современных сериалов: дети должны убедиться, что когда героиня плачет в сериале, это не искусство, а имитация и зарабатывание денег. Если у нас в школах вводится так или иначе религиозное воспитание, почему бы не ввести киновоспитание?

Недавно президент Путин заговорил об идеях патриотизма, и, говоря о нем в кино, у меня язык бы не повернулся представлять школьникам пусть и великую картину Сергея Бондарчука «Война и мир» или работы Хотиненко «1612» и Кравчука «Адмирал» – это все-таки насильный, идеологический патриотизм, стремление делить на наших и ненаших, а показывать нужно индивидуальный патриотизм, без внешнего пафоса. И здесь нельзя обойтись без таких картин, как «Летят журавли» Калатозова, «Иваново детство» и «Андрей Рублев» Тарковского, «Судьба человека» Бондарчука, «Баллада о солдате» Чухрая.

Я бы добавил в патриотические кино и «Чапаева» братьев Васильевых. В картине, конечно, есть идеология того времени, но фильм окрашен потрясающе легким юмором, иронией, а Василий Чапаев выглядит в нем действительно народным героем, а не плакатным. Если продолжать уже революционную тему, я бы включил в школьный список гениальный фильм «Комиссар» Аскольдова, где на примере родов главной героини на фоне боя показано, насколько революция прошла через человека – через утробу, сердце, плод, и что героиня Мордюковой беременна не человеком, а революцией.

Изучение революции школьникам можно продолжить и через фильмы «Тихий Дон» Герасимова – это лучшая работа режиссера и очень честный фильм, а также через картины «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Раба любви» Михалкова – в них есть и ирония, и народные типы, и прекрасная игра актеров. Ну, а чтобы изучить «эпоху Шариковых», нужно смотреть «Собачье сердце» Владимира Бортко.

Великая Отечественная после уже упомянутых выше фильмов должна быть показана и через великолепный фильм Алексея Германа «Проверка на дорогах» и его главного героя – одного из командиров партизанского отряда в исполнении Олега Борисова – подозрительного, жесткого, но любящего человека: противоречивые герои всегда интересны. Тему войны нужно просматривать и через картину «А зори здесь тихие…» Ростоцкого о женской военной доле и через «Восхождение» Ларисы Шепитько – высокая идея защиты Родины там, конечно, присутствует, но при этом абсолютной ценностью является человек.
Что такое идеология и как в нее втянулся талантливый человек – об этом фильмы Пырьева и Александрова. И это в первую очередь картины «Кубанские казаки» и «Цирк», где перед нами не только отсутствие жизненной правды, но и прекрасная работа режиссеров в комедийном жанре.

Понять эпоху 60-х, мне думается, школьникам поможет фильм «Я шагаю по Москве» Данелии – дух молодых людей тех лет, говорящих о том, что надо жить не так, как другие, их пьянящая свобода, основанная на том, что «я никогда не сделаю другим гадость», показаны именно в этой картине. Уже с гражданской иронией срез нашего общества 60-х показал Данелия в гениальном фильме «Тридцать три». А что такое советское общество 70-х с его укрепившимся эгоизмом и подковерностью игр, блестяще продемонстрировал в картине «Гараж» Эльдар Рязанов.

Религиозный кинематограф – это, конечно, Тенгиз Абуладзе с его фильмом «Мольба», где говорится не просто о вере в Бога, а вере в душу человека, в самого человека, где показывается, что идеалы важнее, чем просто церковные институты.
80-е годы – это, конечно, «Холодное лето 53-го» Прошкина и «Чучело» Быкова.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*