К кино школьников нужно готовить

«Новая неделя» продолжает обсуждать идею введения в средней школе курса «100 лучших фильмов». Своим мнением о зарубежных кинокартинах, необходимых для включения в эту сотню, поделилась кандидат педагогических наук, доцент кафедры киноведения ВГИК Елена Бондаренко.

– Кинообразование – идея не новая, она родилась еще в 70-е годы, а сейчас обрела особую актуальность, потому что нынешним школьникам просмотр фильмов просто необходим: у них обеднен и поверхностен эмоциональный мир, во многом из-за их частого пребывания в Интернете. Конечно, ребят нужно готовить к просмотру кинокартин, прежде всего, отечественных (так как дети смотрят в основном американские), но и к просмотру зарубежной классики подготовка тоже необходима: на «Томе и Джерри» далеко не уедешь. Лучше, если такое «погружение» будет осуществлять учитель.

Список зарубежных картин я разбила бы на три этапа. Во-первых, можно обогащать свой эмоциональный мир и знакомиться при этом с классикой мирового кинематографа – для этого необходимо просмотреть фильмы «Паровоз-генерал» Бастера Китона, «Золотая лихорадка», «Малыш» и «Иммигрант» Чарли Чаплина, «Унесенные ветром» Виктора Флемминга и то, что мы относим к развлекательным фильмам – трилогия «Властелин колец» Питера Джексона, «Звездные войны» Джорджа Лукаса, «Назад в будущее» Роберта Земекиса, «Семь самураев» Акиры Куросавы, фильмы Стивена Спилберга об Индиане Джонсе, «Дуэль» и «Инопланетянин», а для понятия жанрового кино, скажем, фильмов-ужасов, можно предложить фильм того же Спилберга «Челюсти».

Во-вторых, можно взять фильмы, которые будут формировать у детей понятие о мировой истории – это «Новые времена» Чарли Чаплина, те же «Унесенные ветром», великолепный фильм Жана Ренуара «Великая иллюзия», «Касабланка» режиссера Майкла Кертиса, «Вечерний посетитель» Марселя Карне, «Серенада Солнечной долины» Хамберстоуна, «Канал» Анджея Вайды, «Пение под дождем» Стэнли Донена, «Храброе сердце» Мела Гибсона. Эти фильмы могут помочь школьнику как почувствовать историю, так и ощутить себя ее современником.

В-третьих, конечно, у учащихся надо развивать чувство прекрасного и сделать кино частью их внутреннего мира. И здесь им могут демонстрироваться достаточно сложные фильмы – документальная трилогия «Коянискацци» от режиссера Годфри Реджио, «Земляничная поляна» Ингмара Бергмана, уже упомянутая «Дуэль» Спилберга, «Весна, лето, осень, зима и… снова весна» Ким Ки Дука, «Общество мертвых поэтов» Питера Уира, «Бал» режиссера Этторе Сколы, «Пианист» Романа Поланского.
Вообще, лучший вариант показа – это перемешанная «линейка»: два фильма на эмоциональное восприятие, два – на знакомство с киноязыком и два – на историческое кино. Да, можно выстраивать кинокурсы только из отечественных картин, либо только из зарубежных, но это неправильно: кино – это мировой процесс, где режиссеры всегда сильно влияли друг на друга, и отделять одну страну от другой бессмысленно.

Будет ли принята программа «100 лучших фильмов», сказать пока сложно, но сейчас в каждой школе есть возможность показывать лучшие фильмы, тем более что они доступны – нет только желания, в том числе и из-за того, что учителю в нашей стране устроили очень тяжелую жизнь. Но так как на кинофакультативы уже есть социальный заказ, то можно было бы и не дожидаться решения официальных органов, а дать тем же старшеклассникам шанс освоить самое современное из искусств, осознать тот или иной фильм, для того чтобы он принес им пользу.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*